Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Скачать ст. 78 НК РФ

Ст. 78 НК РФ: вопросы и ответы

Что появилось в новой редакции ст. 78 НК РФ с ми?

Последние новшества, изменившие ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса. В связи с этим в общие положения НК РФ, отраженные в ч.

1, были внесены дополнения, указывающие на обязательность их применения по отношению к страховым взносам.

Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:

  • переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
  • переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).

Дополнительно в статью введены положения о том, что:

  • суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
  • правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
  • правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).

В 2019 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:

  • Добавлен пункт 8.1, согласно которому сроки зачета начинают исчисляться по истечении 10 дней после окончания камеральной проверки, а в случае выявления нарушения, сроки начисляют исчисляться со следующего после даты вступления в силу решения дня.
  • Добавлена ссылка на международные акты в пункте 7.

В октябре 2020 года утратил силу 2-й абзац пункта 1, который гласил о том, что налог может зачитываться только в счет уплаты другого налога по соответствующему уровлю бюджета. То есть теперь зачесть переплату можно в счет уплаты налога любого уровня бюджета.

Кроме того, чтобы вернуть переплату, нельзя иметь недоимки также по любым налогам (пеням, штрафам). Подробнее об октябрьских нововведениях читайте здесь.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 78 НК РФ, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кого касается статья 78 НК РФ?

Ст. 78 НК РФ имеет отношение и к налогоплательщикам (плательщикам взносов), и к налоговым агентам. Она применима как к излишне уплаченным налогам, авансовым платежам по ним, пеням, штрафам, так и к подлежащим возмещению налогам.

Зачет (возврат) налога возможен:

  • фирме;
  • ИП;
  • физическому лицу.

Как возникает переплата?

Способов возникновения реальной переплаты достаточно много. Это могут быть:

  • превышение общей величины налога, уплачиваемого авансовыми платежами, над его суммой, отраженной в декларации за налоговый период (прибыль, имущество, транспорт, земля, акцизы, УСН);
  • подача декларации к возмещению (НДС);
  • сдача уточненной декларации (расчета) с уменьшением итоговой суммы после оплаты налога по предшествующему варианту отчетности;
  • перерасчет в сторону уменьшения удержанного у физлица НДФЛ;
  • ошибочная уплата большей суммы налога или взноса;
  • перерасчет к уменьшению суммы оплаченных пеней после представления двух уточненок, первая из которых увеличивает, а вторая уменьшает величину начисленного к уплате платежа;
  • решение суда, выводом которого является констатация факта излишней уплаты налоговых платежей;
  • изменения законодательства, в результате которых налог (взнос) начинают считать излишне уплаченным.

Как выявляется излишняя уплата?

Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.

При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).

Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).

С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.

О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ — пример».

Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:

  • наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

  • Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.
  • Содержание
  • Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.
  • Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.
  • Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

  1. Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.
  2. Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.
  3. В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.
  4. До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.
  5. В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении:  налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

  • Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.
  • При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.
  • Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.
  • Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.
  • В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Читайте также:  Изменение размера алиментов на твердую денежную сумму: образец иска

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платёжном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год. В 2020 году дополнительной причиной может стать освобождение от уплаты налогов и сборов за II квартал на основании Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

Раньше узнать о переплате можно было только после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Начиная с 1 октября 2020 года ФНС обязана всегда уведомлять налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента её выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами 

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчётный счёт;
  • зачесть в счёт будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим налогам, уплатить пени или штрафы.

До 1 октября 2020 переплату по налогу можно зачесть только в счёт налога одного уровня. Так, переплатой по федеральному налогу на прибыль можно закрыть недоимки и предстоящие платежи из числа федеральных налогов: НДС, налогу на прибыль, НДПИ.

Ещё одно правило, которое скоро изменят: деньги на счёт возвращают тем налогоплательщикам, у кого нет долгов перед бюджетом по налогам того же вида. 

С 1 октября 2020 в силу вступят положения Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, и правила поменяются:

  1. Зачесть переплату в счет будущих платежей или погасить задолженность можно по разным налогам. Независимо от того, в какой бюджет РФ они зачисляются. Например, за счет излишне уплаченного налога на прибыль (федеральный бюджет) можно погасить недоимки или штраф по имущественному или транспортному налогам (региональный бюджет).

  2. При наличии задолженности по налогам любого вида (федеральный, региональный или местный), вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должники за счёт переплаты обязаны сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте

Подать заявление о возврате или зачёте денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

В случае пропуска трехлетнего срока, указанного в Налоговом кодексе РФ, деньги из бюджета можно вернуть только через суд.

Срок исковой давности по таким делам — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своём праве на возврат денег (письмо Министерства финансов РФ от 15 марта 2019 № 03-02-08/16920).

В статье «Как вернуть излишне уплаченный налог» мы разобрались, как правильно считать сроки и избежать конфликтов с налоговой.

Сейчас, когда ФНС будет обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачёта переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Подайте в ИФНС по месту учёта заявление о необходимости провести сверку. Такое заявление можно принести лично или отправить по почте или через Контур.Экстерн. В течение 5 рабочих дней налоговая направит вам акт сверки, проверьте его.

Если всё верно, подпишите акт и передайте его в налоговую инспекцию. Если обнаружены ошибки или расхождения, укажите в конце раздела 1 акта, что «акт подписан с разногласиями».

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачёта или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика.

Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату.

Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточнённый расчёт.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточнённой декларации инспектор примет решение о проведении зачёта по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточнённой декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, 138 НК РФ). Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года. 

Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.

Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).

Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.

78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).

Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).

Порядок проведения процедуры зачета или возврата суммы излишне уплаченного или взысканного налога установлен ст. 78, 79 НК РФ. Исходя из ст.

78 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от последнего.

Статьей 79 предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст.

78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.

2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст.

101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).

Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.

Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.

2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.

Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Об уплате налога до и после выставления требования

По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Однако суды, как показывает анализ арбитражной практики, подобные заявления налогового органа не поддерживают, отмечая: сумма, которую налогоплательщик перечислил в бюджет на основании требования налогового органа об уплате, признанного впоследствии незаконным (недействительным), также квалифицируется в качестве излишне взысканной.

Согласно толкованию Конституционным судом норм ст. 78, 79 НК РФ (Определение от 27.12.

2005 № 503-О) излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно (то есть без участия налогового органа), по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога (в котором согласно п. 4 ст. 69 НК РФ указывается начисленная инспекцией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет), притом что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральной проверки или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (п. 5 ст. 88, п. 4 ст. 101 НК РФ), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога. Соответственно, ст. 78 НК РФ не может быть применена.

Выставление требования об уплате является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения инспекции не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующих сумм. Перечисление обществом денежных средств в данном случае представляет собой взыскание налоговым органом недоимки.

Читайте также:  Генеральная доверенность на представление интересов физического лица

Процедура возврата налога

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
  • со дня вступления в силу решения суда.

К сведению:

Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст.

79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Возвращаем налог через инспекцию

Заявление в налоговый орган может быть представлено:

  • лично налогоплательщиком;
  • в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).

К сведению:

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Возврат через суд также допустим

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.

По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне.

При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.

Верховный суд в Определении от 20.07.

2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства.

При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Возврату и зачету излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов посвящены две статьи Налогового кодекса: 78 и 79. В первой говорится о случаях, когда налогоплательщик сам допустил переплату. Во второй — о ситуациях, когда налоговики принудительно взыскали чрезмерную сумму. В обеих статьях названы сроки, в течение которых можно подать в инспекцию заявление о возврате или зачете.

Если налогоплательщик заплатил в бюджет больше, чем следовало, и у него нет недоимки по другим налогам, заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если излишнюю сумму налога взыскали сотрудники ИФНС, то заявление необходимо написать с течение месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

А как быть компаниям и предпринимателям, которые не уложились в эти сроки? В случае принудительного взыскания нужно руководствоваться пунктом 3 статьи 79 НК РФ.

Там говорится, что вернуть или зачесть переплату можно в судебном порядке, причем исковое заявление надо написать в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания.

При «самостоятельной» переплате действует та же норма. На это указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.11.06 № 6219/06.

Способы выявления переплаченных налоговых сумм

Налоговая переплата может появиться в силу разных причин и обнаружить ее могут представители ФНС или сам плательщик.

Немало налогов предусматривают авансовые взносы: квартальные или ежемесячные. Учитывая это обстоятельство, переплату по таким платежам можно обнаружить после составления годовой отчетности. В большинстве деклараций указываются размеры платежей, перечисленных авансом и годовой суммы, т.е. отражается объем переплаты, если таковая имеется.

Аналогичные ситуации имеют место, если уточняется отчетность, вследствие чего из-за льготы или другого обстоятельства (например, неверного обозначения налоговой базы) размер платежа уменьшается.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Нередко при перечислении взносов они уходят не по назначению, такое случается из-за недостоверных данных в платежных поручениях. Если причина в этом, переплата выявляется после взаиморасчеты сверок с бюджетом. Представители налоговой могут проинформировать об излишках (в письменной форме или по телефону). Факт переплаты можно выявить и самостоятельно.

Если представитель ФНС уведомляет звонком необходимо записать, откуда звонят, по какому платежу и какой размер имеет переплата.

В некоторых случаях налоговая может потребовать дополнительную документацию, чтобы удостовериться, что перечисленная сумма действительно превышает положенное значение. В предоставлении документов отказывать не рекомендуется.

На практике налоговики в редких случаях уведомляют об обнаруженной переплате. При появлении сомнений нужно зайти в личный кабинет на официальном интернет портале налоговой.

При наличии у предприятия или индивидуального предпринимателя квалифицированной ЭЦП открытие личного кабинета не потребует никаких расходов.

Через него удобнее всего контролировать переводы: именно здесь появляются сведения о недоплатах и лишних суммах.

Налоговики могут затянуть рассмотрение поданного запроса и не делать возврат. В таких ситуациях ожидание ничего не даст, нужно активно действовать.

Первым делом следует проверить, правильность реквизитов, которые указаны в заявлении, написанном для возврата денег. Удостовериться в этом можно, изучив копию, оставшуюся у подавателя.

Если представитель налоговой отказывает в приеме заявления – это неправомерное деяние. Для отправки документа стоит воспользоваться заказным письмом или специальным сервисом в интернете.

Во время общения с сотрудником ФНС следует ссылаться, что возврат излишне уплаченного налога статья налогового кодекса №78 – это право любого налогоплательщика.

Закон отводит на выполнение этой процедуры один месяц. За это время заявление должно быть обработано, а деньги возвращены.

По истечении обозначенного срока в случае бездействия представителей ФНС налогоплательщик может сформировать письменную жалобу.

Предлагаем ознакомиться: Не приходит налог на автомобиль что делать

Почти все судебные разбирательства в подобных ситуациях завершаются в пользу налогоплательщика. Суд принимает сторону ФНС только при наличии нарушений, допущенных на стадии оформления и подачи документов.

Почему возникают сложности

Все было бы просто и понятно, если бы удавалось с легкостью определить момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате.

Но в законе на этот счет нет указаний, а на практике возникают разногласия между инспекторами и бухгалтерами. Представители ИФНС утверждают, что такой момент наступил более трех лет назад, поэтому право на возврат потеряно.

Организации и ИП заявляют, будто три года еще не истекли, и настаивают на возврате.

Точки в спорах ставят судьи. При этом исход дела и аргументы, которые сыграли решающую роль, во многом зависят от особенностей каждой ситуации. Посмотрим, к каким выводам чаще всего приходят арбитры в наиболее распространенных ситуациях.

Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера

Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.

Нк рф статья 78. зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Что изменится в зачете и возврате переплаты в 2021 году

С 1 октября 2021 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.

К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.

Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2021 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Читайте также:  Выписать из частного дома - советы адвокатов и юристов

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете.

Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата.

При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Считаем три года

Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?

Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.

Подаём «уточнёнку»

Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ.

Как указали судьи, вернуть из бюджета излишне уплаченный налог невозможно, пока не установлен сам факт переплаты. А его можно установить, когда компания уточняет налоговые обязательства, заявленные в ранее поданных налоговых декларациях.

Так что без «уточнёнки» в большинстве случаев нет оснований даже говорить о переплате. А значит, нет и смысла подавать заявление на возврат.

Если же подать заявление на возврат без корректирующей декларации, то ИФНС вправе отказать в возврате. Более того, такое заявление не прерывает течение трехлетнего срока на возврат переплаты (Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 № 815-О).

Дополнительно нужно учитывать, что сам по себе факт приема инспекцией «уточнёнки» и даже отражения сведений из неё на лицевом счёте, ещё не означает, что у налогоплательщика появилось право на возврат переплаты. Вот какие нюансы здесь есть:

  • Налоговики не могут отказать в приёме уточнённой декларации, даже если она подаётся уже по истечении срока, отведённого на возврат или зачёт переплаты (п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2020).
  • Если «уточнёнка» принята, по ней полагается провести камеральную проверку (ст. 88 НК РФ). Если данные декларации верны, новые обязательства отразятся в Карточке расчётов с бюджетом.

Поэтому если сроки уже «поджимают», подавать заявление на возврат надо одновременно с «уточненкой», чтобы у налоговых органов не было формального основания отказать в возврате.

Если же срок уже пропущен, то подавать корректирующую декларацию имеет смысл, только если вы планируете возвращать налог через суд.

Помним об особенностях НДФЛ и НДС

НДС: 3 года с даты решения о возмещении

Нюанс связан с возмещением НДС по ст. 176 НК РФ. Проблема в том, что налогоплательщик не уплачивал в бюджет возмещаемый налог: сумма к возмещению образовалась из-за того, что величина вычетов превысила исчисленный к уплате налог.

Возвращаем «старый» налог

  • В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.
  • Возвращаем «старый» налог В некоторых случаях можно вернуть деньги из бюджета, даже если с момента переплаты прошло больше трёх лет, — правда, только в судебном порядке.
  • Давайте посмотрим, как это правило применяется на практике.

Если изменились обстоятельства исчисления налога

Могут измениться фактические обстоятельства, связанные с исчислением налога: цена, объёма отгрузки и т.п. Часто такое происходит в строительстве: объёмы и цены работ, указанные в актах, могут меняться даже по прошествии нескольких лет.

Причиной тому могут быть как урегулирование споров между заказчиком и подрядчиком, так и завершение строительства, если оно затянулось.

Возвращаем переплату по штрафам

Правила статьи 78 НК РФ распространяются только на налоги, пени и штрафы, предусмотренные НК РФ. Но налоговые органы могут штрафовать организации и ИП и по Кодексу об административных правонарушениях.

К примеру, за нарушения в сфере ККТ, нарушения кассовой дисциплины, воспрепятствование проведению осмотра территорий и помещений при налоговой проверке и пр.

К ошибочно уплаченным административным штрафам положения ст. 78 НК РФ не применяются, но это не значит, что эти деньги не вернуть. Правила прописаны в Бюджетном кодексе (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

Подать в налоговую инспекцию Заявление о возврате налоговой переплаты можно лишь в течение 3 (трех) лет с момента ее образования (ст. 78 НК РФ). Как возникает налоговая переплата, как ее вернуть, в какой срок? Расскажем по порядку про срок давности возврата переплаты по налогам.

03. Если срок пропущен

Общее правило — организация должна заявить о своем желании зачесть или вернуть переплату в течение 3 (трех) лет с момента ее появления (ст. 78 НК РФ). Моментом появления считается — день подачи первоначальной декларации или уплаты налога (пени, штрафа) или день подписания акта сверки (правда, есть разные позиции судов на этот счет).

Характер запроса

Сколько составляет срок возврата переплаты налога на прибыль или любой другой налоговый сбор? Перед тем как говорить об этом, нужно выяснить, какого алгоритма действий придерживаться для реализации задумки в жизнь.

Характер возврата переплаты — заявительный. Это значит, что налогоплательщик сам должен заявить о своем праве на возврат денег. Пока нет заявления, денежные средства не могут быть возвращены гражданину или организации. Это нормальное явление. Если налогоплательщик не хочет, он может не обращаться в ФНС с соответствующим запросом.

Без заявления

Что произойдет в таком случае? Бояться нечего. Вовсе не обязательно сразу после обнаружения ошибки оформлять возврат переплаты по налогам. Сроки обращений населения с данным запросом можно назвать гибкими. Они позволяют хорошенько обдумать решение.

Когда есть смысл обращаться за возвратом

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что не всегда возврат переплаты по налогам (сроки обращений будут указаны позже) нужно оформлять. Ведь лишние деньги разрешается использовать в качестве аванса за предстоящие налоги, но только в пределах одних и тех же платежей.

То есть при переплате НДФЛ остаток суммы разрешается зачесть только в НДФЛ за будущий год, и никак иначе. Это нормальное явление.

Эксперты уверяют, что оформлять возврат излишне уплаченного налога имеет смысл только:

  • при значительной переплате;
  • если гражданин/организация перестали быть налогоплательщиками в той или иной области.

Таким образом, задумываться над реализацией поставленной задачи нужно не всегда. Но если хочется оформить возврат, придется учесть много особенностей процесса.

  1. Подготовить определенный пакет документов. О них будет сказано несколько позже.
  2. Написать заявление на предоставление возврата денег.
  3. Обратиться с собранными документами в ФНС по месту регистрации. Отдать заявление с подготовленными бумагами и ждать решения налоговых органов.

Вот и все. Больше никаких манипуляций не нужно. Просто, быстро, понятно. Что еще необходимо помнить об изучаемом процессе?

Срок перечисления денег

Например, сколько составляет срок возврата переплаты по налогам физических лиц или по иным сборам?

Согласно установленным правилам, на возврат денег после принятия решения о данной операции отводится 1 месяц. В течение 30 дней после проведения проверки предоставленных заявителем документов излишне уплаченный налог должны перечислить налогоплательщику. В противном случае можно обращаться в суд для обжалования решения.

Продолжительность рассмотрения

Каков срок возврата переплаты налога по заявлению? Как быстро налоговые органы должны провести проверку и перечислить излишки платежа налогоплательщику на счет?

Данный срок прописан на законодательном уровне. Налоговый Кодекс РФ гласит, что срок рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного налога составляет не более 10 дней.

В течение данного периода налоговые органы примут решение о переводе средств, после чего будет произведено их перечисление налогоплательщику. Как говорилось выше, срок, в течение которого будут перечислены излишне уплаченные денежные средства, составляет 30 дней.

Эксперты полагают, что установленные сроки возврата переплаты по налогам (юридических лиц и обычных граждан) малы. Их необходимо увеличить. В ВАС РФ считают, что период рассмотрения заявления на возврат средств по переплате налогов необходимо увеличить.

Позиция ВАС

Зачем? И сколько тогда должна составлять продолжительность оформления возврата денег налогоплательщику?

В ВАС РФ придерживаются мнения о том, что переплата возникает вследствие поданной гражданином или организацией налоговой декларации. Чтобы принять правильное решение о возврате денег, необходимо проводить тщательную проверку. Особенно в отношении юридических лиц.

Речь идет о камеральной проверке. Тогда возврат переплаты по налогам сроки будет иметь, увеличенные до 4 месяцев.

На камеральную проверку налоговыми органами отводится около 3 месяцев. Плюс месяц, отведенный на перечисление денег заявителю.

Срок давности

Срок давности по возврату переплаты по налогам играет важную роль. Он интересует всех граждан и все организации, которые перечислили государству слишком много денег. Как быстро налогоплательщик должен обращаться с соответствующим запросом о возврате средств?

Срок давности подобных обращений в России составляет 3 года. Это значит, что вернуть излишне уплаченные налоги разрешается в течение 36 месяцев.

Если точнее, то обратный отсчет времени начинается:

  • с момента подачи налоговой декларации в ФНС — при переплате НДС, а также если хочется вернуть авансы за год;
  • после внесения денег в казну государства — если имеет место переплата из-за ошибок.

Как только проходит 3 года, гражданин утрачивает право на возмещение излишне уплаченного налога. Он будет зачтен в счет новых платежей. Ничего трудного для понимания в этом нет. Рекомендуется не затягивать с данным процессом и обращаться за налоговыми переплатами как можно скорее.

Документы

  • удостоверение личности;
  • платежки, подтверждающие уплату налога;
  • реквизиты счета заявителя (они прописываются прямо в заявлении);
  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации (для организаций);
  • налоговую декларацию;
  • документы, устанавливающие необходимость уплаты налога (например, справки о доходах работников или договор купли-продажи недвижимости, свидетельства о правах собственности на имущество).

Больше никакие документы гражданину не нужны. К перечисленным бумагам необходимо приложить их копии.

Более точную информацию о документах, запрашиваемых при проверке правильности уплаты налогов рекомендуется уточнять в ФНС. Там смогут дать полную информацию по каждому платежу и гражданам, и организациям, и юридическим лицам.

Какие сроки возврата переплаты по налогам физических лиц? Точно такие же, как и в случае с организациями.

Следующая

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *