Квотирование рабочих мест инвалидов в 2021 году

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Работодателей обяжут трудоустраивать инвалидов на квотируемые места

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Существующие противоречия при выполнении квоты на прием инвалидов

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

  • с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
  • с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите.

Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места.

Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.
Читайте также:  Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест.

Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями.

Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.

Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование.

То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места.

Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих: специальными условиями;
  • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Права квотирующего работодателя

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

Ответственность работодателя

Самое типичное нарушение при приеме – это отказ без достаточных оснований. На самом деле бывает трудно доказать, по каким именно причинам кандидат соответствует или не соответствует определенной должности.

За нарушения при приеме установлены штрафные санкции:

  • Для организаций это сумма в размере до пятидесяти тысяч рублей;
  • С чиновника, который неправомерно отказал в приеме, может быть взыскано до пяти тысяч.

Если кандидат обращается в компанию через службу занятости, его права вряд ли будут нарушены. При самостоятельном обращении шансы снижаются. Ведь компании не предстоит отчитываться перед службой за свои действия.

В случае нарушения своих прав кандидат или работник может отстаивать свои интересы в судебном порядке. При этом судья часто встает на сторону истца с ограниченными возможностями и восстанавливает его права. Возможна даже компенсация за моральный ущерб.

Несмотря на высокий процент безработных при желании и сильной мотивации можно найти хорошую и интересную работу. Для кандидатов с ограниченными возможностями более эффективным является поиск работы через службу занятости. Это может значительно сократить сроки поиска желаемой должности.

Штрафы за несоблюдение законов

Штрафы за неисполнение обязанностей по предоставлению квот на рабочие места регулирует статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На середину 2021 года работник, который нарушил закон о квотировании, должен заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. После 1 января 2021 года штрафы составят от 10 до 50 тысяч для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч — для юридических.

Также, начиная с 2021 года, такие же штрафы могут быть назначены за отказ приема по квоте или невнесение выплат в Фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Таким образом, квотируемое место означает, что работа предназначена для социально незащищенных слоёв населения, выпускников вузов и людей предпенсионного возраста. Работодатели предоставляют до 4% рабочих мест лицам из вышеупомянутых категорий. Невыполнение норм квотирования является административным правонарушением и карается штрафом.

Передача данных в службу занятости

Нужно отметить, что создать рабочее место для инвалида еще не означает, что работодатель в полной мере выполнил предписание законодательства. Для этого необходимо еще и проинформировать службу занятости об этой вакансии, а дальше ежемесячно предоставлять туда отчеты о наличии вакантных мест.

Такое обязательство определено законодательно. За нарушение этих норм компанию и персонально ее руководителя ждет административный штраф. При этом, частота привлечения нерадивой компании к административной ответственности законом не установлена – это можно делать хоть каждый месяц.

Следует отметить, что если присланный на вакантную должность по открытой квоте соискатель по каким-либо признакам не подходит для выполнения этой работы, администрация не обязана его принимать. Правда, в этом случае соискатель имеет полное право требовать письменное объяснение причин отказа в трудоустройстве.

Помните, с помощью служб занятости можно быстро подыскать весьма неплохие кадры. Поэтому игнорировать их даже только с этой причины не стоит.

Читайте также:  Права при сокращении работника: гарантии и льготы сотрудника при увольнении с работы по сокращению штатов или должности, а также ответственность работодателя

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году: кто проводит, как рассчитывается квота, ответственность за неисполнение обязательств

Меры поддержки инвалидов со стороны государства могут носить самый разнообразный характер. Если инвалид способен работать и у него есть желание, то он может устроиться на работу. При этом нормативные акты обязывают организации при определенных условиях осуществлять квотирование рабочих мест для инвалидов, то есть выделять в штатном расписании места для данных людей.

Что означает квотируемое рабочее место

Под квотированием понимается постановка в резерв рабочих мест в организации для людей, которые имеют группу инвалидности. Предоставление места по квоте предусматривается законом 181 ФЗ, принятым 24 ноября 1995 года и ТК РФ.

В соответствии с ними администрация работодателя должна выделять определенное количество мест работы у себя на предприятии для трудоустройства лиц, имеющих ограничение.

Данное квотируемое рабочее место должно отвечать требования законодательства, чтобы на нем мог работать инвалид. На данное место работодатель принимает сотрудников по порядку предусмотренном в ст.

16 ТК РФ, то есть по направлению компетентного органа.

Квотированное место работы представляет специально выделенное в организации рабочее место с соблюдением всех требований законодательства для трудоустройства инвалидов, направленных в счет ранее созданного резерва.

Предоставление места по квоте должно производиться по следующей схеме:

  • Определение в штатном расписании должности, предусмотренной для квоты для инвалидов.
  • Прием на данную вакансии инвалидов по направлению.
  • Обеспечение данного рабочего места специализированными средствами и условиями. Чтобы на нем мог работать человек с ограничениями. Место должно иметь СОУТ и на нем не должно присутствовать воздействие вредных и опасных факторов.

Внимание! Предоставление места по квоте осуществляется в строгом соответствии с нормами законодательства, которые действуют в отношении данного субъекта хозяйствования, условий труда, с учетом отрасли, в какой ведет свою деятельность организация или ИП.

Кто обязан квотировать рабочие места

Законодатель обязал работодателя осуществлять Предоставление рабочего места по квоте для инвалидов.

Для компаний, численность сотрудников которых свыше 100 человек, квотирование должно осуществляться в размере 2-4 % от средней численности по списку. Организации и ИП, число работников в которых больше 35 человек, но меньше 100, должны устанавливать квоту на прием инвалидов не более 3% от средней численности по списку своих работников.

В соответствии с вышеперечисленным, квота для приема на работу устанавливается для всех работодателей независимо от формы собственности, если количество оформленных работников более 35 человек.

Важно учитывать, что нормы законодательства распространяются на индивидуальных предпринимателей. Освобождены от предоставления места по квоте только субъекты бизнеса, число работников у каких не больше 35 человек.

Квотирование не проводят работодатели, которые являются общественными организации инвалидов, а также созданные ими предприятия. То есть в организации, где учредителем выступает общественная организация инвалидов.

Как рассчитывается квота

Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.

Также при расчете среднесписочной численности, нужно исключить работников, рабочие места, которые в соответствии с СОУТ подвержены воздействию вредных и опасных факторов.

На уровне России определены определенные размеры квотирования:

  • Для предприятий и ИП с численностью работников свыше 100 человек – 2%-4%
  • Для предприятий и ИП численность работников, которых выше 35, но не превышает 100 человек – не более 3%.

Внимание! Регионы должны принимать нормативные акты, определяющие точный процент квотирования рабочих мест для инвалидов. Он и будет действовать на их территории.

Работодатель должны закрепить в своих нормативных актах порядок расчета квоты для предоставления мест работы для инвалидов. Расчет квоты производится работодателем самостоятельно.

После чего информация об этом доводится путем уведомления до сведения компетентных органов.

Полномочия регионов

Федеральный закон устанавливает трудоустройство инвалидов как обязанность региональной власти. В связи с этим на местах должен быть разработан перечень мероприятий по предоставлению государственных гарантий людям, у кого зафиксированы ограниченные возможности, а также произведено обеспечение го соблюдения всеми участниками процесса.

Региону закон позволяет оставить нормы в том же размере, как это закреплено в федеральном законе, либо увеличить их.

Также органы исполнительной власти должны осуществлять на местах следующие мероприятия:

  • Обучать и вовлекать инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • Создавать условия для того, чтобы они могли обучаться или перепрофилироваться согласно требованиям рынка;
  • Стимулировать условия для создания рабочих мест, на которых могут трудиться люди с ограниченными возможностями.

Обязанности работодателя

Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.

Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:

  • Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.
  • Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.
  • Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.
  • Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.
  • Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.

Закон устанавливает следующие права работодателей при приеме на работу инвалидов:

  • Трудоустраивать инвалидов в рамках мест, выделенных по квоте, явившихся по личной инициативе, по направлению службы занятости либо от общественных объединений.
  • Запрашивать у службы занятости информацию, необходимую для создания и размещения инвалидов в рамках квот.
  • Создавать или выделять рабочие места для инвалидов по собственной инициативе сверх установленных законом требований.

Порядок резервирования мест

Резервированием рабочих мест называется выделение работодателем определенного количества рабочих мест в рамках квоты по приему инвалидов, с целью дальнейшего приема на них работников, прошедших специальное обучение. Рабочие места должны выделяться по тем профессиям, которые будут наиболее подходить для работы на них лиц с ограниченными возможностями.

Обучение инвалидов для работы на местах, которые были выделены работодателем, производится за счет бюджетных средств.

Постановка в резерв рабочих мест осуществляется в рамках специального договора, который заключается между самим работодателем и центром занятости муниципального образования. Договор дает возможность определить те места, которые могут быть созданы организацией и в кратчайшие сроки заполнены желающими, стоящими на учете в службе занятости.

Процедура резервирования включает в себя следующие шаги:

  • Определить обязанности субъекта бизнеса по исполнению закона о предоставлении рабочих мест по квоте для инвалидов путем изучения федерального и регионального законодательства в этой области;
  • Рассчитать, какое количество рабочих мест должно предоставляться по квоте. При этом расчет ведется не от фактического количества работников, а от штатного расписания.
  • Создать и утвердить локальные нормативные акты, которые закрепят выделение рабочих мест для инвалидов;
  • Оформить квотирование в органах службы занятости региона;
  • Определить работника путем возложения на него обязанностей, который будет отвечать за взаимодействие с Центром занятости и подготовку необходимых документов.

Ответственность за неисполнение обязательств

Закон устанавливает, что за несоблюдение федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов, а также за отказ в приеме инвалида на работу в рамках установленной квоты, на виновное должностное лицо будет наложен денежный штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Это наказание установлено статьей 5.42 КОАП РФ.

Кроме этого, есть ответственность за не информирование органа о выполнении квоты по приему инвалидов. В этой ситуации наказание применяется согласно статьи 19.7 КОАП РФ.

Оно включает в себя:

  • На должностное лицо 300-500 рублей;
  • На юридическое лицо 3000-5000 рублей.

Внимание! Никакой иной ответственности, кроме административной, за нарушение законодательства по квотированию мест для инвалидов не установлено.

Квотирование рабочих мест для молодежи в 2021 году москва

Введение системы квотирования для претендентов занять вакансии обязывает работодателей не отказывать в трудоустройстве инвалидам и людям, не достигшим совершеннолетия.

Подобный механизм регулирует также возможность трудоустройства граждан других стран на российские предприятия. Таким образом, квотированию подлежит прием на работу:

  • представителей молодежи, не достигших совершеннолетия;
  • людей с ограниченными возможностями;
  • иностранных граждан.
Читайте также:  Трудовой договор с (без) испытательным сроком: образец

Квотирование применяется на рынках трудовых ресурсов каждой развитой страны.

Компании зарезервируют рабочие места для предпенсионеров и молодежи

Немногим ранее, Законом г. Москвы от 8 апреля 2021 года N 4, был изменен документ выше рангом — Закон города Москвы от 22 декабря 2021 года N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон). Оба акта уже вступили в силу: изменения – с 9 мая 2021 года, Положение – с 29 августа 2021 года.

Под квотой подразумевается определенная доля приема на работу отдельных категорий сотрудников в общей численности персонала организации. Для кого она установлена, кем, и как работает на практике – об этом речь ниже.

Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2.

Пять емких и полезных уроков по ОТ. Дадим инструкции с учетом последних изменений — сможете сразу применять их, чтобы наладить охрану труда в организации. В конце пришлем чек-листы для самопроверки.

Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой.

В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Ольга Зиновьева считает, что ни молодость, ни пенсионный возраст не являются сами по себе достаточными основаниями для приема на работу. В первую очередь оцениваются профессиональные и личные качества.

При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.

Введение системы квотирования для претендентов занять вакансии обязывает работодателей не отказывать в трудоустройстве инвалидам и людям, не достигшим совершеннолетия.

Интернет-портал «Российской газеты»(16+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 50379. Законодатели предложили установить квоту для организаций по приему на работу пенсионеров и молодежи, ищущей работу впервые, в размере 1%, если общая численность работников превышает 100 человек.

Льготы работодателям при приёме на работу инвалидов в 2021 году

Государственные преференции доступны только тем организациям, которые принимают на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальной реабилитационной программы.

Однако к такому предприятию выдвигается ряд требований:

  • Форма собственности;
  • Число трудоустроенных инвалидов от общего количества сотрудников;
  • Вид деятельности и пр.

Система государственных привилегий призвана мотивировать организации взять такого человека на работу и тем самым принять участие в социальной реабилитации частично трудоспособных граждан, реализуя их право на труд.

Основными её элементами являются:

  • Полное или частичное освобождение от налогообложения;
  • Пониженные тарифы по уплате взносов в систему социального страхования;
  • Субсидии для организации специфичных рабочих мест.

Особенности для общественных и коммерческих предприятий

Получить субсидию или пониженную тарифную ставку для взносов в сосцстрах может любая фирма, использующая труд инвалидов.

  Начисление пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Тогда как освобождение от уплаты налогов имеет свои особенности:

  • Общественные организации должны на 80% состоять из лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Коммерческие предприятия (ООО, фирмы, бюро, конторы и пр.) должны иметь в составе сотрудников 50% инвалидов, выделять на оплату их труда не меньше четверти от общего заработного фонда, и либо иметь в уставном капитале вклады от общественных организаций инвалидов, либо использовать для уставных целей имущество этих организаций.

При этом не каждая уставная цель может стать основанием для освобождения от уплаты налогов в бюджет.

В 2021 году в расчёт принимаются следующие виды деятельности:

  • Производство и реализация товаров, услуг или работ;
  • Образование, досуг, оздоровление, информирование и другие направления деятельности по социальной реабилитации инвалидов;
  • Правовая и иная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей.

Требования к условиям труда для инвалидов

Руководство обязано соблюдать определенные требования к организации трудового процесса инвалидов:

  • режим работы и отдыха, продолжительность отпусков не должны отличаться в худшую сторону от условий для здоровых работников;
  • инвалиды 1 и 2 групп трудятся не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты, т.е. такой же, как у тех работников, которые трудятся 40 часов;
  • работа по ненормированному графику допустима только с согласия сотрудника и только в том случае, если ее особенности и выполняемые действия не вредят его здоровью;
  • одной из привилегий сотрудников с инвалидностью является продолжительность их оплачиваемого отпуска: она составляет 30 дней, а отпуск без сохранения заработной платы может длиться до 60 дней.

Если в процессе трудовой деятельности человеку требуются дополнительные средства реабилитации, то работодатель должен предоставить сотруднику возможность этими средствами пользоваться.

Льготы по социальному страхованию

Отчисления в системе социального страхования идут на:

  • Будущую пенсию сотрудников;
  • Выплаты по больничным листам;
  • Компенсацию реабилитационного лечения в санаториях и на курортах.

Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья регулярно получают курс реабилитационных процедур, по состоянию здоровья имеют продолжительные листы нетрудоспособности, получают пенсию согласно установленной группе инвалидности.

Предприятия, использующие наёмный труд ограниченно трудоспособных граждан (без учёта их числа от общей численности работников и иных факторов), могут рассчитывать на следующие льготы от государства:

  • Отчисления в Пенсионный фонд снижены на 21%;
  • Страховой тариф понижен на 2,4%;
  • Выплаты по медицинскому страхованию сопровождаются скидкой в 3,7%.

Как получить льготы в 2021 году

Для того чтобы права и льготы были реализованы, гражданин в первую очередь обязан подтвердить свой статус инвалида. Для этого в медицинском учреждении проводится специальная комиссия, по итогам которой выдается соответствующая справка.

Именно ее необходимо предоставить работающему инвалиду:

  • по месту работы;
  • в Управление социальной защиты населения;
  • иной орган, предоставляющий льготы.

Работодатель обязан принять во внимание справку, согласно которой сотрудник относится к гражданам с ограниченными возможностями, и с ее учетом составить дополнительное соглашение к трудовому договору или новый трудовой договор. Кроме того, на основании справки работодатель берет на себя обязательства по организации достойных условий труда для работника.

Работодатель не имеет права ставить в ночные смены сотрудника с ограниченными возможностями, если последний не выразил на это свое согласие в письменной виде, а также тогда, когда это противоречит медицинским показаниям. В выходные дни и сверхурочно работник-инвалид также вправе не работать на вполне законных основаниях.

Примечательно, что законодательством РФ предусмотрены специальные квоты на места для граждан с ограниченными возможностями.

  Восстановление на работе при незаконном увольнении

Размер квот устанавливается региональным законодательством.

Так, если в организации или на предприятии работает более 100 человек, то квота подлежит реализации, среднесписочное количество рабочих мест для инвалидов устанавливается от 2% до 4%. Если же в компании трудится менее 100 человек, то принятие на работу инвалида остается правом работодателя, а не обязанностью.

В случае отсутствия квоты представитель руководства имеет право отказать в приеме на работу на законных основаниях. Если же работодатель не реализовал свое право на квоту при ее наличии, то обязан выплачивать соответствующие налоги и сборы в пользу государства. Исключения — предприятия с вредными или опасными условиями труда.

Инвалид, которого не приняли на работу в организацию, имеющую квоту, имеет право обратиться в суд, не оплачивая государственную пошлину.

Субсидии для организаций

Трудоустройство инвалидов имеет свои ограничения. Так, человек с ограничениями в здоровье не может работать в структурах МВД или МЧС, в шахтах или стеклоплавильных цехах и т.д.

Прием на работу частично трудоспособного сотрудника предполагает переоборудование рабочего места с учётом требований индивидуальной реабилитационной программы. В этом случае компания может рассчитывать на компенсацию части затрат в виде субсидирования.

Величина финансовой помощи пропорциональна степени инвалидности:

  • 100 000 рублей – для организации рабочего места лицу с 1 группой инвалидности;
  • 72 000 рублей – для оборудования рабочей зоны инвалиду 2 категории;
  • 65 000 рублей – при необходимости внесения изменений под особенности человека с ограничениями в здоровье 3 степени.

Создание новых рабочих мест либо проведение глобальных инфраструктурных изменений сопровождается существенными расходами. В этом случае работодателю стоит обратиться в муниципальную службу занятости, где он может получить полмиллиона рублей в качестве субсидии.

Основные материальные льготы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *