Возврат таможенных платежей

Возврат таможенных платежей

Таможенная служба РФ внимательно следит за тем, чтобы все участники ВЭД в полном объеме вносили импортные и экспортные платежи. Но если на счету декларанта образуется переплата, получить ее обратно бывает непросто. Рассмотрим подробнее возврат таможенных платежей, его регламент и список необходимых бумаг.

Принципы таможенного оформления грузов.

Виды платежей. Какие из них можно вернуть

ТК ТС, а именно статья 70, п.1, дает полный перечень актуальных платежей, которые могут взиматься с декларанта:

  • ввозная/вывозная и прочие виды пошлин (антидемпинговая, специальная, компенсационная);
  • акцизы на различные группы товаров;
  • НДС.

Обязательные платежи при оформлении экспорта.

Возврат таможенных платежей

Дополнительно с участника ВЭД могут взиматься штрафы, проценты и пени за просрочку обязательных к уплате налогов или иные нарушения.

Поскольку сборы рассчитываются для каждой партии и группы товаров отдельно, декларант может внести на счет больше денег, чем потребуется.

В связи с этим разработаны схемы возврата излишне уплаченных таможенных платежей, неиспользованного аванса и залога (например, при корректировке стоимости груза). Это три разные категории переплат, но каждую из них можно получить обратно.

  Важно знать! Чтобы оформить возврат денежных средств, необходимо правильно определить их тип: излишне уплаченные таможенные сборы, аванс или залог. В противном случае добиться компенсации не удастся.

Переплата появляется, когда внесенная сумма превышает начисленные налоги. О такой ситуации идет речь в нескольких случаях:

  • неправильное определение класса ТН ВЭД;
  • несоответствие контрактной и проходной стоимостей;
  • предоставление льгот на группы товаров, на которые декларант успел рассчитать полный размер налога;
  • ошибки при расчете таможенной стоимости;
  • погрешности в документации;
  • невозможность точного расчета налогов на момент их внесения.

Чтобы избежать этого, можно доверить оформление груза опытным специалистам. Если проблема все же возникла, необходимо знать, как вернуть излишне уплаченные таможенные платежи и кто решает, возможно ли это. Обнаружить факт переплаты может сам декларант или пограничная служба.

В последнем случае таможенники должны информировать об этом владельца счета (ФЗ №311) в течение месяца с момента обнаружения излишка средств. Также указать на неверный расчет пошлин может решение суда.

Об образовавшейся переплате таможенная служба должна уведомить декларанта в период до 10 дней, направив ему официальную корректировку.

Как оформить возврат платежей, которые были излишни

ТК РФ, статья 355 описывает порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей без суда. Если на счету декларанта образовался излишек, ему необходимо оформить заявление на возмещение конкретной суммы или использование ее в качестве оплаты будущих импортных/экспортных операций. Различают переплату по таможенному обеспечению или авансу.

Общая схема действий такова:

  1. Установление факта излишка внесенных денег.

  2. Подача заявления установленной формы на возврат.

  3. Подготовка и подача документов в соответствующий орган лично, письмом или онлайн.

  4. Получение решения в течение 30 дней.

  5. Зачисление компенсации или, в случае отказа, подача заявления в суд.

Возврат таможенных платежей

Важно знать! Оформить компенсацию можно только в случае, если сумма превышает 150 российских рублей.

Для возврата таможенных платежей в России вам понадобятся:

  • документы, способные подтвердить объем и сам факт перечисления или взыскания излишней оплаты;
  • декларация, на основе которой был произведен ошибочный расчет налогов;
  • копия корректировки таможенной стоимости, пошлины или подтверждение размера других сборов; согласие плательщика на внесение средств, если он не является декларантом.

Дополнительно, если ранее в таможенную службу не подавались указанные ниже документы, их необходимо приложить к общему списку:

  • копия ИНН и ОГРН;
  • доверенность на лицо, оформляющее возврат, и образец его подписи.

Для индивидуальных предпринимателей дополнительными документами будут копии ИНН, ОГРНИП и паспорта.

Нюансы оформления заявления

Форма на возврат приведена в приказе ФТС №2520 от 22.02.2010. В нем обязательно нужно указать:

  • название юридического лица, адрес регистрации и ФИО руководителя (с подписью и печатью);
  • на каких основаниях возникла переплата;
  • реквизиты документов, привязанных к перечислению средств, и данные счета, куда должна поступить компенсация.

Особенности возврата авансовых платежей

Порядок возврата авансовых таможенных платежей аналогичен процедуре компенсации излишней оплаты. Согласно ТК, статья 330, пункт 3, эти средства являются собственностью декларанта или лица, внесшего деньги за него.

Аванс изначально является излишней оплатой, поскольку вносится в счет будущих таможенных операций.

В собственность государственной службы эти деньги переходят только после подачи распоряжения об использовании их для погашения пошлины или иных взысканий.

  Важно знать! Любые излишки внесенных средств могут быть удержаны таможней для ликвидации задолженностей, которые числятся за декларантом.

Возврат таможенных платежей

Сроки возвращения средств

В случае возврата таможенных платежей, государственный орган должен рассмотреть заявку декларанта и перевести необходимую сумму в срок до 1 месяца. В целом, подать заявление на компенсацию можно в течение 3 лет с момента образования излишка. Если указанный срок уже прошел, декларант может вернуть переплату в судебном порядке.

Заключение

Новичкам в области ВЭД обычно трудно самостоятельно добиться возврата таможенных переплат.

Специалисты компании «Калипсо» помогут собрать необходимые документы, правильно заполнить заявление и добиться своевременного начисления компенсации.

Также мы готовы предоставить экспертные консультации по любым другим таможенным вопросам. Позвоните нашему специалисту уже сегодня или заполните короткую форму связи на сайте!

Возврат таможенных платежей

Вернуться

Наши партнеры

Возврат таможенных платежей Возврат таможенных платежей Возврат таможенных платежей Возврат таможенных платежей Возврат таможенных платежей

Возврат и отмена таможенной пошлины || Как вернуть деньги с таможни

    Таможенное законодательство предусматривает следующие виды платежей, которые могут быть возвращены из бюджета:

  1. Возврат депозитных и иных платежей (таможенных сборов). К ним относятся все платежи, связанные с декларированием товара, в том числе оплата за хранение товара на территории таможенного органа. Перечисленные таможенные сборы также подлежат возврату, если хранение товара было связано с незаконным задержанием товара на границе. В этом же порядке происходит возврат обеспечения таможенных платежей, а также возврат авансовых таможенных платежей, если сделка по ввозу товара не состоялась.
  2. При излишне уплаченных таможенных платежей, таможенных налогов и пошлин. В рамках данного пункта уплачиваются ввозные либо вывозные пошлины, НДС, акцизы на алкогольную, табачную продукцию и т.п. Право на возврат таможенных пошлин аналогично возникает в случае переплаты (неверного расчета пошлины самим декларантом влечет возврат излишне уплаченных таможенных платежей) или в случае признания незаконного требования таможни об оплате таковой, в том числе, если декларант имел право на применение льгот.
  3. Возврат таможенных платежей по решению суда или вышестоящего органа. Отмена решения о корректировки таможенной стоимости или классификации товара. В момент проверки таможенной декларации в случае несогласия с заявленными декларантом сведениями государственный орган уполномочен выставлять требование об обеспечении таможенных платежей. В этом случае декларанту приходится вносить требуемую сумму не смотря порой на очевидную незаконность того или иного решения таможни. Только после отмены в установленном порядке такого решения возникает право на возврат незаконно полученных денежных средств.

Причины возврата таможенных пошлин

В современном мире достаточно часто осуществляются процедуры импорта и экспорта. За каждую операцию, касающуюся передвижения товара, декларант должен выплачивать денежные средства в пользу таможенных органов.

Под плательщиками таможенных платежей понимают субъекты (юридические или физические лица), у которых возникает обязанность выплаты таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товара через государственную границу.

Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины.

Ставки, установленные на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза.

Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

Обязанность по уплате возникает в случае, если:

  1. товар перемещается через границу Таможенного союза. Данная обязанность возникает в случае, если был ввезен иностранный товар на территорию Таможенного союза,
  2. если данный вид товара входит в список товаров, подпадающих под обязательное таможенное обложение.

Возврат таможенных платежей

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Возврат таможенных пошлин происходит в том случае, если они подлежат возврату. Необходимые документы вместе с заявлением подают в налоговую службу, где осуществлялось декларирование товара.

В случае, если порядок использовался в формате централизованного вида, то заключается соглашение с применением указанных условий.

Реверсирование возможно использовать не позднее трех лет с момент, когда взыскали уплату.

Предлагаем ознакомиться:  Развод с гражданином другой страны

Причины, по которым декларант переплатил сумму таможенных пошлин, могут быть разные, но не во всех случаях, переплаченную сумму можно вернуть. Поэтому перед тем, как подготовить документы, необходимо понять в какие организации необходимо обратиться. Помимо этого, очень много зависит от самой компании.

Как правило известно, какую сумму организация перечисляет таможне за постоянную перевозку товара. Данные денежные средства именуют платежами. Однако, к концу года при подведении итогов, руководство порой замечает переплату. Причины этому совершенно разные. Например, таможенный орган не соглашается с количеством отсканированных документов.

В этом случае можно сделать вывод, что таможня переквалифицировала груз самостоятельно. В результате вместо текущей таможенной пошлины, ее уплатили в двойном размере. Еще может возникнуть такая ситуация, когда таможня не согласилась с декларационными документами. Корректировка в этом случае произошла самостоятельно. Как итог, стоимость платежей увеличили.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Порядок возврата таможенных платежей

В случае, если порядок урегулирования спорной ситуации соблюдался, но при этом таможенный орган отказался возвращать платежи, то плательщик может обратиться в суд. Плательщик должен:

  1. обратиться в судебные инстанции,
  2. написать и предъявить заявление, в котором указана информация о том, что он хочет вернуть излишне оплаченную пошлину.
  3. доказать в суде при необходимости, что он заплатил излишнююсумму.

Согласно статье 122 Федерального закона к заявлению прилагают следующие виды документов:

  • официальную бумагу, которая подтверждает, что перечисление авансовых транзакций прошло,
  • бумаги, которые указаны в части 4-7 текущей статьи (в зависимости от статуса лица),
  • другие документы, которые предоставляются лицом для подтверждения обоснованности возврата.

  В случае обнаружения таможенным органом факта излишне уплаченных сумм таможенных платежей, он в течении одного месяца с момента обнаружения такого факта, должен уведомить плательщика.

   Документом, подтверждающим, факт излишне уплаченного платежа является корректировка таможенной стоимости. Стоит отметить, что таможенную стоимость определяет декларант, а таможенный орган осуществляет лишь контроль таможенной стоимости.

Читайте также:  Как обжаловать штраф за парковку на газоне

В ходе осуществления функции таможенного контроля таможенный орган может и не согласиться с задекларированной таможенной стоимостью,  произвести ее корректировку.

При этом при возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в случае не согласия с корректировкой таможенный стоимости, вы можете ее обжаловать в вышестоящий таможенный орган или же в суд.

По данному вопросу таможенные споры все чаще проходят в пользу организации, а не таможенного органа.

   Возврат платежей производится по заявлению декларанта в таможенный орган.

Важно: если заявление на возврат таможенных платежей рассматривается долго, то помните, что во всех случаях неправомерного удержания таможней денежных средств декларант вправе за счет федерального бюджета требовать возмещение всех понесенных убытков, в том числе, упущенную выгоду, а также проценты за пользование деньгами.

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
  • акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
  • таможенные сборы.

Важно!

Возврат НДС таможенным органом является основанием корректировки (восстановления) предоставленного налогоплательщику вычета на основании п.3 ст.170НК РФ. О факте возврата таможенный орган вправе уведомить соответствующую налоговую инспекцию.

Порядок возврата (зачета) переплаченных таможенных платежей регламентируется ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее по тексту – Закон №311- ФЗ).

Возврат денежных средств (авансовых платежей) с единого лицевого счета (ЕЛС) таможни

Порядок возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Возврат средств на лицевой счет через личный кабинет на сайте ФТС

В соответствии с Приказом ФТС 1386 от 04.09.

19 “О проведении опытной эксплуатации программных средств “Лицевые счета – ЕЛС” автоматизированной подсистемы учета и контроля таможенных и иных платежей на лицевых счетах участников ВЭД АПС “Лицевые счета” , возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей производится в форме их зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражению в ресурсе ЕЛС иных обязательств, определенных статьей 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания, без представления плательщиком соответствующего заявления.

  • В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, не произведен, плательщику необходимо обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.
  • Ранее порядок был установлен Приказом ФТС России N 1329 от 24 августа 2018 года “Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин,налогов, открытых на уровне ФТС России, с применениемкомплекса программных средств “Лицевые счета – ЕЛС””
  • Порядок возврата денежного залога.
  • В соответствии с пунктом 36 Временного порядка, возврат плательщикам денежного залога осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов в случаях, установленных пунктом 9 статьи 67 и пунктом 9 статьи 76 ТК ЕАЭС, при поступлении в ресурс единых лицевых счетов сведений о возникновении указанных случаев без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете.
  • Контроль за исполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, осуществляется таможенным органом, принявшим денежный залог.
  • В какой таможенный орган обращаться за возвратом авансовых платежей.

В соответствии с частью 9 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) заявление о возврате авансовых платежей с приложением документов, перечень которых установлен статьей 122 Федерального закона, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС его администрирование осуществляют региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика исходя из кода причины постановки на учет, содержащегося в отношении данного лица в Едином государственном реестре юридических лиц (первые два символа кода причины постановки на учет (далее – КПП) (ХХ**01***)), за исключением Центральной энергетической таможни, которая осуществляет администрирование плательщиков таможенных пошлин, налогов, сумма уплаченных таможенных платежей при экспорте энергоносителей, классифицируемых в отдельных позициях и подсубпозициях группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС и отдельных подсубпозициях группы 29 ТН ВЭД ЕАЭС, которых составляет более 100 млн рублей в течение года, предшествующего началу администрирования лицевых счетов данных плательщиков в ресурсе ЕЛС.

Администрирование единых лицевых счетов в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют:

  • Центральное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 57, 62, 67, 68, 69, 71, 76, (кроме Москвы (77) и Московской области (50), открытие счетов, которым осуществляется в заявительном порядке);
  • Северо-Западное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 10, 11, 29, 35, 51, 53, 60, 83 (кроме Санкт – Петербурга (78) и Ленинградской области (47), открытие счетов, которым осуществляется в заявительном порядке);
  • Южное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 01, 08, 23, 30, 34, 61, 91, 92;
  • Приволжское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 02, 12, 13, 16, 18, 21, 43, 52, 56, 58, 59, 63, 64, 73, 81;
  • Уральское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 45, 66, 72, 74, 86, 89;
  • Сибирское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 03, 04, 17, 19, 22, 24, 38, 42, 54, 55, 70, 75, 80, 84, 85, 88;
  • Дальневосточное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 14, 25, 27, 28, 41, 49, 65, 79, 82, 87;
  • Северо-Кавказское таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 05, 06, 07, 09, 15, 20, 26;
  • Калининградская областная таможня в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 39.

После открытия лицевого счета плательщика в ресурсе ЕЛС региональные таможенные управления в соответствии с местом налогового учета плательщика осуществляют возврат авансовых платежей юридическим лицам, использующим единый лицевой счет, на основании заявлений о возврате авансовых платежей, поданных данными лицами в соответствующие таможенные органы.

Форма заявления о возврате авансовых платежей.

Верховный Суд: возврат таможенных платежей возможен в течение 3 лет

14 мая 2020 Верховный Суд принял определение № 307-ЭС19-18595 по делу А56-122276/2018.

Суть спора

Компания-импортёр в феврале-марте 2016 года ввезла на территорию РФ товары, уплатила таможенные платежи. У таможни появились сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости. Был проведен контроль стоимости, по итогам которого компании были доначислены таможенные платежи в размере 3 473 942,05 руб.

Компания не была согласна с решениями таможни. Как следует из судебных актов по делу, Общество пыталось решить судьбу излишне уплаченных платежей, обращалось в таможенные органы с различными жалобами, заявлениями и обращениями. Однако успехов это не принесло.

Поняв, что таможня не собирается возвращать деньги, компания обратилась в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила суд обязать таможню вернуть таможенные платежи.

Все три инстанции отказали компании в удовлетворении требований.

Суды посчитали, что до обращения в суд Общество не исполнило обязательный порядок подачи в таможню заявления о возврате таможенных платежей, а, следовательно, его требования должны быть отклонены.

В целом, на мой взгляд, суды следовали позиции самого Верховного Суда, которая была изложена им в пункте 29 Постановления Пленума от 12.05.2016 года № 18.

  • Однако Верховный Суд все судебные акты по делу отменил, а дело направил на новое рассмотрение.
  • Позиция Верховного Суда
  • Суд пришёл к выводу, что Обществу и не требовалось соблюдать обязательный досудебный порядок обращения в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, поскольку:

Общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости.

  1. А, следовательно, суды должны были проверить законность решений таможни и решить вопрос о наличии оснований для возврата таможенных платежей.
  2. Комментарий к Определению
  3. На мой взгляд, определение Верховного Суда очень важно для практики разрешения таможенных споров.
  4. Для понимания позиции ВС я кратко освещу ранее сложившуюся практику.
  5. 12 мая 2016 года Пленум Верховного Суда принял постановление о применении норм таможенного законодательства.

Среди прочего, в пункте в пункте 29 Постановления суд указал, что возврат таможенных платежей осуществляется на основании заявления, которое подается в таможенный орган. При этом, одновременно или ранее декларант обязан инициировать внесение соответствующих изменений в декларацию на товары (далее — ДТ). В противном случае заявление о возврате платежей не подлежит рассмотрению.

В целом такой подход соответствовал практике арбитражных судов. Суды и до этого исходили из того, что возврат таможенных платежей в судебном порядке возможен только после обращения в таможню с заявлением о возврате. Верховный Суд к этому добавил ещё и необходимость внесения изменений в ДТ.

Что это означало на практике?

Во-первых, в таможню необходимо было подать одновременно два заявления — и о возврате платежей, и о внесении изменений в ДТ.

Во-вторых, суды стали рассматривать необходимость подачи этих заявлений как обязательный досудебный порядок. Так, при его нарушении суды либо не принимали заявления к производству (редко), либо отказывали в удовлетворении требований декларантов о возврате платежей (часто).

Однако ещё в 2018 и 2019 годах Верховный Суд принял несколько судебных актов1, в которых разъяснил, что «регулирование вопроса о возврате излишне взысканного налога в административном порядке в этом случае является правом, а не обязанностью плательщика». А необходимость соблюдения досудебного обращения в таможенный орган возникает тогда, когда декларант представляет в таможню новые доказательства достоверности заявленных в ДТ сведений.

Читайте также:  Патент для иностранных граждан в 2021 году

В 2019 года Верховный Суд принял новое Постановление о применении таможенного законодательства (постановление от 26.11.2019 года № 49).

В разделе, посвященном возврату таможенных платежей (пункт 32), Верховный Суд, по сути, повторил ранее сформированный подход, согласно которому возврат платежей осуществляется при условии внесения изменений в ДТ.

Однако в пункте 34 Верховный Суд разъяснил, что заинтересованное лицо вправе требовать возврата таможенных платежей непосредственно в судебном порядке.

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата.

Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

На мой взгляд, Верховный Суд в пункте 34 сформулировал сразу две нормы:

  1. Декларант вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возврате платежей, а соблюдать досудебный порядок (подача в таможню заявления о возврате денег) не требуется;

  2. Требование о возврате платежей должно быть рассмотрено по существу даже в том случае, если решения таможни, которые повлекли доначисление платежей, не отменены и не оспаривались в судебном порядке.

Однако, судя по практике нижестоящих судов, вопрос о необходимости соблюдения досудебной процедуры возврата, так до конца ясен не стал.

Я попробовал поискать по правовой базе. Из того, что я нашёл большая часть судов всё же считала необходимым соблюдение досудебного порядка обращения в таможню.

Однако в Дальневосточном округе суды восприняли позицию Верховного Суда (Определение от 22.03.2018 года № 303-КГ17-20407 по делу А51-13978/2016). Что не удивительно! Ведь ВС пересмотрел дело именно этого округа.

Выводы

В Определении Верховный Суд более подробно разъяснил свою позицию, посвященную возврату таможенных платежей:

  1. Возврат платежей возможен непосредственно в судебном порядке путем предъявления имущественного требования к таможне.

  2. Досудебный порядок возврата платежей не является обязательным, если требования основаны на тех доказательствах, которые уже были раскрыты сторонами на стадии таможенного контроля.

  3. Если требования основаны на новых доказательствах, то необходимо соблюдение досудебных процедур (a) возврата платежей и (b) внесения изменений в ДТ, поскольку таможенный орган имеет право провести таможенный контроль достоверности документов и сведений и убедиться в правомерности действий декларанта.

  • Более того, на мой взгляд, Верховный Суд подтвердил свою приверженность подходу, сформированному ещё ВАС РФ.
  • Суть его в том, что защита нарушенного права собственности (в том числе в публичных правоотношениях, например, при переплате налогов/платежей) возможна не только в порядке административного судопроизводства с его усеченными сроками обращения в суд, но и фактически в рамках искового производства в пределах 3 лет с даты излишней уплаты.
  • ______________________________________________________________________

1Определение от 22.03.2018 года № 303-КГ17-20407 по делу А51-13978/2016Определение от 16.05.2019 года № 305-ЭС19-344 по делу А40-15424/2018

Возврат таможенных платежей

Законодательные документы по таможенному регулированию в РФ предусматривают порядок возврата излишне взысканных либо уплаченных завышенных сумм таможенных платежей. Подобный процесс предполагает рассмотрение заявления, предоставленного декларантом, о намерении заполучить обратно переплаченные деньги и принятие решения о возврате таможенных платежей. Так, к данной категории выплат относится: ввозная и вывозная таможенная пошлина, таможенные сборы, НДС, акцизы на ввоз.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Излишне уплаченные таможенные платежи — платежи в денежном эквиваленте, превосходящем действительную сумму таможенных налогов, пошлин, сборов. Практически речь идет о переплате.

Как правило, она связана с неграмотным определением класса продукции по ТН ВЭД, неправильно произведенными расчетами размера таможенной стоимости, а также несоответствием проходной стоимости и цены, которая установлена в договоре.

В последнем случае можно обжаловать решение таможни.

Основание для возврата таможенных платежей

Возврат таможенных платежей осуществляется на основаниях, которые предусмотрены ст. 90 ТК ТС России, Казахстана и Белоруссии. Также, в соответствии ч. 1 ст. 147 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», излишне выплаченные либо излишне взысканные суммы ТП (таможенных платежей) подлежат возврату по заявлению плательщика и по решению ТО.

Порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей

Чтобы возвратить себе переплату по ТП, требуется:

  • Самостоятельно установить факт излишне выплаченных таможенных пошлин либо получить уведомление из таможенного органа об этом с приложением копии расчета таможенной стоимости товаров.
  • Оформить заявление на обратный возврат излишне выплаченных сумм таможенных налогов.
  • Подготовить бумаги, которые подтверждают факт переплаты денежных средств.
  • Передать пакет документов в таможню лично либо отправить его по почте заказным письмом с уведомлением.
  • Получить решение таможенного органа о возможности либо невозможности возврата выплаченных средств. При этом сроки рассмотрения обращения по законодательным актам не должны быть более одного месяца с момента его передачи.
  • В зависимости от решения получить излишне выплаченные ТП либо подать заявление в суд на неправомерность действий таможенного органа.

Возвраты излишне оплаченных ТП не производят:

  1. При наличии у заявителя долга перед таможенным органом.
  2. В случае если денежная сумма излишне оплаченных сумм не превышает 150 руб. (не относится к юрид. лицам).
  3. Если прошло более 3-х лет со времени уплаты ТП.

Заявление на возврат таможенных платежей

Заявление на возврат/зачет ТП должно включать:

  1. номер и дату;
  2. название юридического лица и его юрид. адрес;
  3. указание на обстоятельства, в соответствии с которыми есть излишне уплаченные денежные средства у плательщика;
  4. суммы платежей, которые подлежат возврату/зачету;
  5. полные реквизиты платежной документации, согласно которой суммы платежей были оплачены;
  6. типы платежей, которые подлежат возврату;
  7. реквизиты плательщика (название банка, МФО банка, р/с);
  8. должность, ФИО руководителя ЮЛ (другого уполномоченного лица)
  9. подпись руководителя ЮЛ (иного уполномоченного лица);
  10. печать юридического лица.

Важно! Сведения, которые указаны в заявлении, подтверждают документально. Нужно отметить, что требуется представить лишь те сведения, которые имеют значение для решения проблемы о возврате платежей и не представлялись таможенному органу ранее.

Для того чтобы ускорить процесс рассмотрения обращения, документацию, влияющую на принятие решения о возврате, должна быть представлена в ТО одновременно с заявлением.

Возврат таможенных платежей — документы

Прилагаемые к обращению на возврат таможенных платежей документы являются следующими:

  1. официальные бумаги, которые подтверждают факт оплаты излишней суммы, подлежащей возврату (чеки, платежки, квитанции и др.);
  2. документы, удостоверяющие начисление ТП, которые были основанием для их уплаты;
  3. документация, доказывающая факт переплаты;
  4. заверенные нотариально копии документов о постановке на учет в подразделении ФНС, о госрегистрации ЮЛ, о полномочии особы, которая подписала заявление о возврате переплаченных средств;
  5. образец подписи официального лица (засвидетельствованный нотариальным работником);
  6. доверенность на имя данного лица, которое подтверждает его правомочность;
  7. заверенную копию документации, которая удостоверяет правопреемство заявителя;
  8. другие документы, которые доказывают обоснованность возврата.

Срок возврата таможенных платежей

Плательщик вправе обратиться с заявлением о возврате переплаченных средств в течение 3-х лет, этот период начинается с момента оплаты либо взыскания данных платежей в досудебном порядке. При этом данный срок не может быть нарушен либо увеличен ни при каких обстоятельствах.

Важно! Общий срок возврата таможенных платежей включает период на рассмотрение заявления ТО, на принятие решения о возможности возврата переплаченной суммы. Срок не должен превысить один месяц. Также есть возможность зачислить переплаченные суммы в счет предстоящих платежей.

Возврат авансовых таможенных платежей

Так, возврат авансовых таможенных платежей во многом схож с процессом возврата излишне выплаченных таможенных пошлин, сборов и налогов.

Но необходимо помнить, что аванс таможенным законодательством рассмотрен в виде не идентифицированного платежа. Точнее говоря, даже будучи внесенными на счет ТО, они остаются в распоряжении самого декларанта.

Обычно участник ВЭД заинтересован в возможности возврата неизрасходованных авансовых платежей.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Возврат таможенных платежей

Возврат таможенных пошлин налогов регулируется статьями 122, 129, 147, 148, 149 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”. Возврат платежей может осуществить только та таможня, в которую они были перечислены.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.

Обращение в таможню должно быть составлено в письменной форме в виде заявления в точности по форме приказа ФТС РФ 2520 от 22.10.2010.

Заявление на возврат/зачет платежей должно содержать: — номер и дату документа; — полное наименование юридического лица; — юридический адрес юридического лица. — обстоятельства, в соответствии с которыми у плательщика имеются излишне уплаченные денежные средства; — суммы платежей, подлежащих возврату/зачету; — реквизиты платежных документов, согласно которым суммы платежей были уплачены; — виды платежей, подлежащих возврату; — банковские реквизиты плательщика (наименование банка, МФО банка, расчетный счет); — должность, фамилию, имя, отчество руководителя юридического лица (иного уполномоченного лица) — подпись руководителя юридического лица (иного уполномоченного лица); — печатью юридического лица. Сведения, указанные в заявлении, подтверждаются документально. Следует отметить, что требуется представить только те сведения, которые имеют существенное значение для решения вопроса о возврате платежей и не представлялись таможне ранее. Чтобы ускорить процедуру рассмотрения заявления, документы, влияющие на принятие решения о возврате, должны быть представлены в таможню одновременно с заявлением. Данное заявление может быть подано плательщиком не позднее трех лет со дня уплаты рассматриваемой суммы. По истечении указанного срока излишне уплаченные суммы не возвращаются. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег) указан в Федеральном законе 311-ФЗ от 27.11.2010, «О таможенном регулировании в РФ», Глава 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, Статья 147. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, п.1 и 2.

Читайте также:  Как восстановить трудовой стаж - инструкция для применения

1. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. 2. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

Если по платежным документам частично списывались деньги по Декларациям на товар – необходимо прикладывать копии данных ДТ.

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 – 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств*; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

*Документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122.

4. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют:
1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

• Свидетельство ИНН заверенное нотариально.

2) копию свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

• Свидетельство ОГРН заверенное нотариально.

3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

• Протокол/ решение о назначении директора заверенный руководителем и печатью фирмы. • Приказ на директора заверенный руководителем и печатью фирмы. • Копия паспорта с регистрацией заверенная руководителем и печатью фирмы.

• Выписка ЕГРЮЛ оригинал заверенный налоговой инспекцией.

4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

• Три варианта: — подписать заявление на возврат в присутствии сотрудника таможни Отдела таможенных платежей (ОТП) или Отдела документального обеспечения (ОДО) лично директору; — предоставить нотариально заверенное заявление на возврат, с надписью «Полномочия проверены подпись верна»;

— предоставить нотариально заверенную банковскую карточку (карточка с образцами подписей и оттиска печати хранящаяся в операционном отделе банка) – трудно выполнимо.

5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа. 5. Юридические лица, за исключением лиц, указанных в части 4 настоящей статьи, предоставляют: 1) копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), засвидетельствованную в нотариальном порядке; 2) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей (с переводом на русский язык), засвидетельствованную в нотариальном порядке; 3) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке. 6. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляют: 1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа; 2) копию свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа; 3) копию паспорта гражданина Российской Федерации, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа; 7. Физические лица предоставляют: 1) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

2) копию документа, подтверждающего право на суммы авансовых платежей, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается наследником лица, внесшего авансовые платежи, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа.


Формы заявлений о возврате таможенных пошлин, налогов. Приказ ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога», в редакции Приказа ФТС России от 02.05.2012 N 831, на основании пункта 1 статьи 122, пункта 15 статьи 147, пункта 9 статьи 149, в целях реализации статей 122, 129, 147, 148 и 149 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Начальнику  

(наименование таможенного органа)

Заявление о возврате авансовых платежей

(наименование, ИНН, КПП, адрес организации

  • или инициалы, фамилия, адрес физического лица)
  • в соответствии со статьей 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ
  • “О таможенном регулировании в Российской Федерации” просит вернуть по коду бюджетной классификации платежных документов на банковский счет  
  • авансовые платежи, внесенные по платежным документам  
  • (указываются номер, дата и сумма платежного документа)
  • в связи с  

(указывается основание для возврата, в том числе ошибочное перечисление)

в размере  

(сумма денежных средств к возврату)

Перечень прилагаемых документов:

1)  

(указываются документы, прилагаемые к заявлению)

  1. 2)  
  2. Настоящим заявляю, что в данный таможенный орган ранее представлялись следующие документы:
  3. 1)  

(указываются документы из предусмотренных частями 4 — 7 статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” и наименование и реквизиты документов, при подаче которых в данный таможенный орган представлялись поименованные документы)

2)  

и в них отсутствуют изменения.

(подпись руководителя организации или уполномоченного от имени организации лица либо физического лица) (инициалы, фамилия) (дата) (И.П.)

Начальнику  

(наименование таможенного органа)

Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (наименование, ИНН, КПП, адрес организации или инициалы, фамилия, адрес физического лица)

в соответствии со статьями 129, 147, 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” просит вернуть по коду бюджетной классификации платежных документов на банковский счет  

либо зачесть в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, пеней, процентов по документу  

таможенные платежи, внесенные  

(указывается наименование, организационно-правовая форма

организации или инициалы, фамилия физического лица, внесшего таможенные платежи)

по платежным документам  

(указываются номер, дата и сумма платежного документа)

и исчисленные      ,

(указывается номер документа, в соответствии с которым исчислялись таможенные платежи)

в связи с      ,

(указывается факт, в соответствии с которым возникла излишняя уплата)

в размере  

(сумма денежных средств к возврату)

Перечень прилагаемых документов:

1)  

(указываются документы, прилагаемые к заявлению)

2)  

Настоящим заявляю, что в данный таможенный орган ранее представлялись следующие документы:

1)  

(указываются документы из предусмотренных частями 4 — 7 статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” и наименование и реквизиты документов, при подаче которых в данный таможенный орган представлялись поименованные документы)

2)  

и в них отсутствуют изменения.

(подпись руководителя организации или уполномоченного от имени организации лица либо физического лица) (инициалы, фамилия) (дата) (И.П.)

Начальнику  

(наименование таможенного органа)

Заявление о возврате (зачете) денежного залога

(наименование, ИНН, КПП, адрес организации

  • или инициалы, фамилия, адрес физического лица)
  • в соответствии со статьей 149 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” просит вернуть по коду бюджетной классификации платежных документов на банковский счет  
  • либо зачесть в счет авансовых платежей  
  • денежный залог, внесенный по платежным документам  
  • (указываются номер, дата и сумма платежного документа)
  • и исчисленный      ,

(указывается номер таможенной расписки, в соответствии с которой исчислялся

денежный залог)

в связи с исполнением (прекращением) обязательства, обеспеченного денежным залогом, что подтверждается  

(указываются документы, подтверждающие исполнение (прекращение)

обязательства, обеспеченного денежным залогом)

в размере  

(сумма денежных средств к возврату)

Перечень прилагаемых документов:

 1)  

(указываются документы, прилагаемые к заявлению)

  1. 2)  
  2. Настоящим заявляю, что в данный таможенный орган ранее представлялись следующие документы:
  3. 1)  

(указываются документы из предусмотренных частями 4 — 7 статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” и наименование и реквизиты документов, при подаче которых в данный таможенный орган представлялись поименованные документы)

2)  

и в них отсутствуют изменения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *