Взаимодействие государства и бизнеса

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.10.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Взаимодействие государства и бизнеса

Если у вас нет времени на выполнение курсовой работы, то можно заказать курсовую работу и я её выполню быстро и качественно.

Взаимодействие государства и бизнеса

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Человеческое общество в ходе своего исторического развития породило два чрезвычайно интересных явления — государство и рынок. Выступая как продукт разных причин, изначально влияя на разные сферы жизни, со временем пути их движения все чаще пересекались, решаемые цели и задачи становились все ближе, а результаты — все более зависимыми от совместных усилий и действий. 

А уровень развития современного общества целиком и полностью определяется возможностями координации действий государства и рыночных сил, способностью сочетать и дополнять действия друг друга.

При этом не вызывает сомнений, что это относительно самостоятельные структуры, которые имеют свои механизмы влияния на развитие общества, имеют разные сферы влияния, специфические функции, цели и задачи. 

Вторая половина ХХ века. привнесла много нового в развитие экономического мира.

Появились признаки поиска совместных практических решений в области экономики; внутренние методологические недостатки неоклассического направления становились все более очевидными; появилось институциональное направление; противостояние сторонников регулирования экономики и либерального подхода к ее функционированию приобрело новые острые формы; в странах рухнувшей социалистической системы наблюдался отказ от марксизма как основы экономической идеологии.

Последние десятилетия ознаменовались глубокими трансформационными изменениями в экономических системах, которые затронули как страны бывшего социалистического лагеря, так и многие быстро развивающиеся экономики Азии и Латинской Америки, — изменения, которые означают переход, как правило, от административно-командной , бюрократическая система или ее элементы на рыночную. экономика. 

Обобщение институциональных особенностей и закономерностей такого перехода в разных, и в то же время, во многом схожих странах с переходной экономикой было и остается предметом детального исследования экономистов — как теоретиков, так и практиков, а также юристов, политологи, социологи.

В переходных процессах всех этих стран государство играло и продолжает играть огромную роль, которое само должно было перестраиваться, обновляя свои функции. Эта роль государства была особенно важна в создании одного из столпов современной рыночной экономики — бизнеса. 

  • Любые хозяйственные действия, совершаемые бизнесом, а также любые меры, предпринимаемые государством в различных сферах национальной экономики, связаны между собой множеством явных и скрытых факторов, причин, взаимосвязей. 
  • Поэтому выбор сложных и многогранных отношений между государством и бизнесом в качестве объекта исследования основывался на актуальности и остроте существующих проблем, от решения которых зависит вектор развития национальной экономики.
  • Теоретическая и методологическая основа исследования определяется тем, что в настоящее время анализ и развитие проблемы взаимоотношений государства и бизнеса уже не могут основываться на какой-либо одной экономической теории.

Основные формы взаимоотношений государства и бизнеса 

Развитие научных подходов к рассмотрению взаимодействия групп интересов на стыке экономики и политики происходило в течение длительного периода времени. Более того, свой вклад в изучение этого вопроса внес основатель экономической теории А. Смит, который видел в частном бизнесе инструмент ограничения действия неблагоприятных внешних факторов и концентрации внутренних ресурсов.

Формирование научных взглядов на данную тему проходит долгий путь от выявления отдельных субъектов рынка политических услуг до современных работ по анализу баланса в выработке регулирующих решений в зависимости от характеристик внешней среды, в том числе характеристик национальной экономики и экономики. легальная структура. 

В целом история человеческого общества знает три формы отношений между государством и экономикой: 

  • Государство напрямую контролирует экономику. Получается национализированная экономика, и последствия можно понять, обратившись к истории советской экономики; 
  • Слияние государства и бизнеса. У этой формы есть разные разновидности:
    • в виде государственного патронажа (патроната за лояльность клиентов). По этому типу представители предпринимательства включаются в государственные органы (советы по предпринимательству, по малому предпринимательству при государственных органах; предприниматели в Совет при президенте). Такого рода взаимодействие государства и экономики иногда называют патронажно-клиентской формой отношений государства и бизнеса; 
    • симбиотическая форма отношений государства и бизнеса. Это взаимное проникновение представителей экономической элиты во властные структуры и наоборот;
    • олигархическая форма отношений бизнеса и государства. Это когда предпринимательские структуры укрепляются и выходят из статуса клиента государства и переходят на горизонтальный уровень с бывшим патроном. Клиент заставляет покровителя считаться с собой, а иногда и заботится о начальстве. 
  • Научные основы взаимоотношений государства и экономики. 

Это тяжело проталкивает дорогу к власти, но в конечном итоге все альтернативы уступают этой форме взаимодействия государства и экономики. При такой форме взаимодействия государство всегда должно помнить об ограничениях своего вмешательства в экономику.

  1. На основе вышеизложенного принято выделять идеальную теоретическую модель взаимодействия власти и бизнеса, которая дает определенный образ этого взаимодействия в условиях «идеальной рыночной экономики». 
  2. Он определяет роли субъектов взаимодействия: субъекты, представляющие интересы бизнеса, согласовывают правила игры и поручают контроль за их соблюдением государству как агенту-гаранту. 
  3. Здесь фиксируются обязательства сторон: государство гарантирует бизнесу создание благоприятной среды и производство общественных благ, необходимых для его функционирования и развития, таких как производственная, социальная и институциональная инфраструктура; бизнес берет на себя обязательства по уплате налогов и воспроизводству использованных экономических ресурсов.
  4. Идеальной модели противостоит национальная модель взаимодействия власти и бизнеса, которая отражает общие черты этого взаимодействия в определенной национальной модели рыночной экономики (либеральной, социально-корпоративной, корпоративно-патерналистской). 
  5. Он отражает предшествующую историю развития страны, реальную практику государственного строительства и зарождения бизнеса.

Таким образом, сформировавшиеся в ходе исторического развития той или иной страны представления о «справедливости» во многом определяют целевые функции хозяйствующих субъектов, их отношение к возможным вариантам распределения прав собственности на экономические ресурсы между частными агентами, государственные и коммунальные структуры. Все это определенным образом изменяет роли государства и бизнеса во взаимодействии, а также объем и характер их взаимных обязательств.

Наряду с идеальной и национальной моделями можно выделить нормативную картину (модель) взаимодействия бизнеса и власти, которая формируется из формальных норм, правил и практик их применения, установленных в данной стране, а также Реальная институциональная модель ему противопоставлена, как совокупность формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия.

Возникновение капитализма предопределило появление самостоятельной науки — политической экономии. Первоначально его внимание было сосредоточено не на сфере производства, а на сфере обращения.

Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купцов. Выражением его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии — меркантилизм (XVI-XVIII вв.).

В 1615 году Антуан де Монкретьен (1575–1621) издает «Трактат о политической экономии», давший название новой науке.

В центре меркантилистских исследований были проблемы торговли и платежного баланса.

Меркантилисты не были пассивными наблюдателями; они пытались активно влиять на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства.

Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный национальный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза между дворянством и коммерческой буржуазией.

Интерпретация происхождения государства и права в результате свободного договора свободных индивидов берет свое начало из популярной в наше время теории «общественного договора» (социального договора). Изначально эта концепция была иллюзией особого рода — обращенной в прошлое современностью.

Он зародился в эпоху религиозных войн, когда освященное традициями феодальное регулирование стало постепенно уступать место сознательному регулированию гражданского общества. Это было время более глубокого понимания справедливости; честность и бизнес многим казались несовместимыми.

Развитие контрактной этики, культуры соблюдения контрактов стало императивом.

Происходит радикальное переосмысление прав и свобод, предоставленных каждому человеку «от рождения».

Одним из основоположников теории общественного договора был английский философ и экономист Джон Локк (1632–1704).

Именно в его работах мы находим обоснование концепции частной собственности как необходимой предпосылки гражданского общества и договорного толкования полномочий государственной власти.

Конечно, концепции «естественных прав» и «общественного договора» отражали не реальный процесс политического генезиса, а программные требования «третьего сословия» в его борьбе с абсолютистским государством.

Эта концепция представляет собой абстракцию, идеальный образ рыночной экономики, где все люди — простые товаропроизводители, работающие в условиях совершенной конкуренции.

Это были методологические основы классической политической экономии.

В отличие от меркантилистов, Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчеркивал важность государства, во-первых, в защите и защите частной собственности как от посягательств со стороны других членов этого общества, так и со стороны зарубежных стран, а также во-вторых, в производстве товаров, которые не выгодны частным производителям. Поэтому основными функциями государства, по мнению Адама Смита, должны быть: социальная поддержка малообеспеченных и инвалидов; поддержание правопорядка и обороны.

Давид Рикардо (1772-1823) посвятил свой основной очерк анализу основ налогообложения (1817).

Читайте также:  Ходатайство о рассрочке госпошлины

Джон Стюарт Милль (1806-1873) в своих Принципах политической экономии (1848) вплотную подошел к пониманию сбоев рынка и считал, что государство может и должно брать на себя расходы по развитию экономической инфраструктуры, поддержанию науки. Он выступал против поляризации общества и призвали к социальному партнерству. 

В 30-х годах XIX в.

Либеральная доктрина делится на два направления: классически либеральное, которое выступает за свободу предпринимательства и невмешательство государства в экономику, и реформистское, современное либеральное направление, которое, не отказываясь от базовых либеральных ценностей, защищает активную роль штат. Во главе второго направления стояли И. Бентам, Дж. Милль, Дж. С. Милль.

Иеремия Бентам (1748-1832) считал, что гармония интересов («арифметика счастья») возможна в результате разумного законодательства, поэтому он выступал последовательным сторонником либеральных реформ в области законодательства, критиковал потомственную аристократию и боролся для дальнейшей демократизации избирательного права.

Он не был сторонником суровых наказаний, считая, что неотвратимость наказания важнее жестоких мер по его осуществлению. Его концепция государственной политики включала требования к государству по обеспечению прожиточного минимума, безопасности, процветания и равенства. И. Бентам оказал большое влияние на Дж. Милля и Дж. С. Милля.

Именно в рамках либерального реформизма впервые была поставлена ​​проблема активного вмешательства государства в экономику как фактора поступательного развития.

Правда, тогда государственное вмешательство в экономику означало не экономическую политику в современном понимании этого слова (денежную, фискальную и др.

), А законодательную деятельность, направленную на регулирование рабочего дня, условий безопасности труда, уровня минимальная заработная плата, а также вмешательство (при необходимости) в социальные конфликты.

Одним из первых, кто критиковал классическую политическую экономию, был немецкий экономист Фридрих Лист (1789–1846). В своей «Национальной системе политической экономии» (1841 г.

) он рассматривает политическую экономию не как универсальную и наиболее совершенную систему экономических знаний, а как историческую науку, выделяя пять этапов экономического развития наций. Такой исторический подход не случаен, потому что Ф.

Лист хотел, прежде всего, отразить особенности развития своей страны. А что может быть национальнее истории? Поэтому, критикуя космополитическую экономику А. Смита, Ф. Лист выступает прежде всего как национальный экономист.

Он противопоставляет «политическую экономию меновых ценностей» национальной экономической теории производительных сил, в центре которой не разделение труда.

Понимая, что принцип сравнительного преимущества может использоваться в первую очередь богатыми государствами, а свободная торговля выгодна для развитых стран, он защищал всестороннее развитие Германии (гармоничное сочетание фабрично-заводской промышленности с сельским хозяйством) под видом протекционистской политики. Он считает, что рост цен из-за протекционистской политики государства станет средством индустриального образования нации. Однако он не абсолютизировал протекционизм и считал его полезным, в основном, в переходный период, когда экономическое развитие страны все еще отстает от экономики передовых государств.

Именно взгляды Ф. Листа предопределили развитие исторической школы, подготовившей формирование институционализма. В своем развитии историческая школа прошла три стадии: старую (В. Рошер, Б. Хильдебранд, К. Книс), новую (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшую (В. Зомбарт, М. Вебер).  

По мере того как борьба с феодальной идеологией отошла на второй план, экономическая философия была вытеснена практическими рекомендациями. Альфред Маршалл (1842-1924) отводил государству более скромную роль.

Его анализу посвящена только последняя, ​​пятая книга «Основ экономики» (1890 г.). Он охватывает традиционные вопросы налогообложения, хотя выделены новые аспекты — проблема перекладывания налоговой нагрузки.

Критика государственного вмешательства в экономику обоснована в книге Леона Вальраса (1834-1910) «Очерки социальной экономики. Теории распределения общественного богатства» (1896).

Автор выступает за минимальное государство, функции которого должны были быть ограничены только производством общественных благ и контролем над монополиями.

Такое ограничение экономических функций позволяет снизить уровень налогов, главным из которых, по мнению Л. Вальраса, должны быть налоги не на доходы, а на имущество.

Бизнес и государство: формы взаимодействия и проблемы

Экономическая нестабильность и засилье кризисных явлений в жизни страны непременно сказываются на таком важном сегменте, как бизнес.

На сегодняшний день тему взаимодействия предпринимательских кругов и государственных структур можно назвать самой обсуждаемой в обществе, поскольку даже умам непосвященным понятно, что существование одного без другого просто невозможно.

По этой причине очень важно осознавать, в чем проявляется взаимодействие государства и бизнеса и какую пользу они могут извлечь из обоюдной заинтересованности.

Говорить о высокой значимости и большой ответственности, которые берут на себя две самые важные составляющие любой страны, сегодня уже не приходится. Вполне понятно, что каждая из них делает свой вклад в благополучие каждого жителя отдельно и всего социума в целом. При этом каждый из институтов имеет свою сферу влияния, от которой, собственно, и зависит, как живет народонаселение.

Что определяет деятельность государства

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к:

  • обеспечению в обществе стабильности и безопасности жизни;
  • обеспечению социальных выплат;
  • регулированию экономических вопросов;
  • защите экологии и охране окружающей среды;
  • поддержке культурной составляющей общества.

На что влияет деятельность бизнеса

В свою очередь, бизнес-круги влияют на:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества;
  • развитие в социуме отношений собственности;
  • формирование спроса на товары и услуги.

При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность:

  • наладить конструктивный результативный диалог и взаимодействие бизнеса и власти;
  • поставить корректные цели и задачи;
  • определить инструменты и пути достижения целей.

Задача государства – обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Как происходит взаимодействие

Первое, что необходимо принимать во внимание, – что порядок построения отношений между двумя институтами регулируется на уровне законодательном.

Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний.

И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы.

Зарубежный опыт

Наблюдение за развитием взаимоотношений института власти и бизнеса в зарубежных странах приводит к выводам, что в более развитых и экономически стабильных государствах формы взаимодействия бизнеса и государства отличаются большим разнообразием, начиная от выполнения совместных контрактов, заканчивая образованием интегрированных корпораций и совместных предприятий.

Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так: на рассмотрение власти поступают различные предложения от предпринимателей.

Если принимается положительное решение, и проект получает одобрение, государство приступает к созданию определенной инфраструктуры, в рамках которой и будет осуществлена заявленная идея.

Только после этого, собственно, начинается этап воплощения ее в жизнь.

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах выглядит несколько иначе. Такой механизм, как правило, носит название Publiс Private Partnership и зиждется на проектах от государства, которые привлекают частные инвестиции для создания необходимой инфраструктуры и реализации плана.

По словам специалистов, именно такая форма взаимодействия является наиболее правильной. Обоснованием тому служит тот факт, что именно власть должна определять, каким должно быть партнерство с бизнесом и выльется ли оно в по-настоящему равноправное сотрудничество.

Нельзя не отметить, что западным странам присущ плюрализм в вопросе построения отношений между двумя основополагающими институтами. Он выражается в таких формах:

  • поддержание конкурентной среды, духа соперничества, что обеспечивает, в свою очередь, свободное развитие личности;
  • возможность получения максимальной прибыли, которая по своей сути является важнейшим, а зачастую и единственным показателем успеха;
  • отношения с государством как с политическим регулятором исключительно в ограниченный временной промежуток;
  • верховенство решений судебных инстанций в спорных вопросах между всеми участниками делового процесса.

Такая концепция позволяет власти играть роль арбитра, не дает ей возможности иметь предвзятое мнение и принимать упрежденные решения.

Как свидетельствует практика зарубежных держав, наиболее успешной схемой в построении диалога между двумя институтами является создание бизнес-ассоциаций, которые берут на себя функцию представления интересов всех форм бизнеса, начиная от малого, заканчивая крупным.

Читайте также:  Договор между физическими лицами

Особенно актуальной такая форма взаимодействия является для государств с переходной экономикой, в которых традиция участия граждан в построении современных рыночных отношений находится на стадии формирования.

Такой способ ведения диалога эксперты называют самым действенным в процессе оказания влияния на принимаемые властью решения.

Нельзя не отметить, что отличительной чертой, к примеру, Евросоюза, является гибкость внешней политики, что позволяет выстраивать ее на основании интересов бизнес-кругов. Данный метод без труда можно имплементировать и в российской экономике, но для этого нужно решить некоторые проблемы.

Российские реалии

Учитывая особенности ведения дел в нашей стране, можно сказать, что довольно распространенным является такое явление, как теневая экономика, что обусловлено нежеланием чиновников идти навстречу предпринимателям.

Кроме того, власть всегда заинтересована больше не в промежуточных процессах и результатах, а в результате. По этой причине, если он ее не устраивает, она берет на себя контроль за всеми финансовыми и товарными потоками.

Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие четких форм сотрудничества. При этом сами же предприниматели зачастую нарушают правила игры, что выражается в создании теневых схем, махинациях и навязывании своих условий. Самым верным решением в такой ситуации станет готовность обеих сторон идти на уступки и достижение компромиссов.

Формы сотрудничества

Таким образом, весь спектр отношений между двумя структурами можно разделить на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и скрытые, социально значимые и частные.

Основные формы взаимодействия власти и бизнеса можно определить так:

  • лоббизм – попытки определенных групп и общественных объединений продвинуть во власти свои идеи, выгодные для данных профессиональных образований;
  • коррупция как результат теневой экономики. Основная причина, по которой данная форма имеет место, заключается в быстроте принятия выгодных для бизнеса решений. Ее же можно назвать платой за возможность преступать закон, решение мелких бюрократических вопросов, тормозящих важные для бизнеса процессы;
  • согласительные процедуры – на их основании предприниматели получают возможность оспорить принятые властью решения на всеобщих обсуждениях. Данное явление в современной России пока является новым и на федеральном уровне не применяется;
  • заключение соглашений – данный метод более реален для сегодняшней страны и обычно выражается в таких уже хорошо известных формах, как установление квот на что-либо, выполнение планов, реструктуризация долгов и прочих вариантах договоренностей.

При этом инструментами достижения последних могут стать такие виды взаимодействия:

  • совместные государственно-частные компании;
  • лизинг и отношения аренды;
  • госконтракт;
  • концессия.

Учитывая тот факт, что малым предприятиям довольно сложно выйти на равный уровень партнерских отношений, самыми приемлемыми для нашей страны можно назвать как раз последние три варианта.

На какие проблемы следует обратить внимание

Не стоит забывать, что даже при взаимной заинтересованности друг в друге оба института должны учитывать ряд особенностей, которые тормозят достижение взаимопонимания.

Все ключевые проблемы взаимодействия бизнеса и власти зиждятся на одной простой особенности – нежелании последней рассматривать предпринимательство как равноправного партнера.

Такая позиция государства обусловлена рядом причин:

  • отсутствием эффективных механизмов принятия необходимых решений;
  • коррупцией;
  • стремлением власти добиться сразу двух результатов – не выйти за рамки закона и получить запланированный результат;
  • отсутствием прозрачности работы государственных служб;
  • низкой профессиональной подготовкой чиновников на различных уровнях государственного аппарата;
  • неэффективностью принимаемых решений.

Все это в конечном итоге ведет к тому, что бизнес не получает возможность осуществлять свою деятельность в нормальной экономической и политической обстановке; это толкает предпринимателей на поиск обходных путей. В такой ситуации уже сложно говорить о соблюдении интересов социума, поскольку каждый из институтов пытается отстоять свои цели.

Кроме того, современные реалии не добавляют желания предпринимательским кругам вообще идти на диалог с государством, чему виной существующий опыт взаимоотношений государства и бизнеса: их характер определила постепенно уходящая в историю, но все еще имеющая огромное влияние административно-командная системе управления, которая применялась в СССР.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Взаимодействие органов власти и субъектов малого и среднего бизнеса

Библиографическая ссылка на статью:
Фарманов Б.Б. Взаимодействие органов власти и субъектов малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/05/16552 (дата обращения: 12.04.2021).

  • Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.
  • Взаимодействие органов власти и бизнеса, а именно субъектов среднего и малого бизнеса, дают преимущество – с одной стороны, ресурсы и гибкость бизнеса, с другой стороны – возможность влиять на принятие решений в целях социально-экономического развития, и выступать гарантом социальной справедливости органов власти.
  • В данной статье нам предстоит рассмотреть возможность появление новых механизмов взаимодействия власти и бизнеса к 2019 году и выявить пробелы данного взаимодействия.

Подходит к концу срок действия Стратегии и Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в которых значилась одна из стратегических целей – развитие и создание новых форм взаимодействия власти и субъектов малого и среднего бизнеса. Сегодня мы уже можем говорить о некоторых итогах реализации данных документах стратегического планирования. Как изменилось взаимодействие власти и бизнеса, и какие проблемы остались не решенными?

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года обозначила необходимость решения проблемы взаимодействия государства и бизнеса [1, с. 118]. Решение данной проблемы предполагалось за счет таких мер, как:

  1. создание новых форм привлечения частного капитала к реализации научно-технологических программ (форсайт-проекты, технологические платформы);
  2. формирование приоритетов технологического развития на базе подобных институтов;
  3. создание малых и средних технологических компаний, стартапов, в том числе ориентированных на удовлетворение спроса крупных корпораций (американская модель);
  4. проектное финансирование в рамках выпуска долговых обязательств (проектных или инфраструктурных облигаций), полностью или частично гарантированных государством;

иных способов непрямого государственного финансирования (налоговые кредиты, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам и т. п.) [1, с.118].

Таким образом, взаимодействие власти и бизнеса переходило от прямого финансирования к поддержке инициатив.

Актуальными механизмами взаимодействия власти и предпринимательства стали развитие государственно-частного партнерства по реализации значимых стратегических задач, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание образовательных площадок (бизнес-инкубаторы, образовательные центры).

После проведенного опроса представителей среднего и малого предпринимательства с целью определения основных барьеров взаимодействия органов власти и бизнеса.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы о проблемах взаимодействия органов власти и субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • около 80% ответили, что наибольшая проблема при взаимодействии с органами власти для них состоит в контрольно-надзорной сфере при проверках – избыточные требования и длительные сроки, а также зарегулированность при прохождении административных процедур (например, получения лицензии);
  • около 90% отмечают, что им не хватает информации по мерам государственной поддержки;
  • около 20% сталкивались с коррупцией при взаимодействии с органами власти.

Таким образом, часть вопросов связанных с улучшением взаимодействия власти и бизнеса была решена с помощью проведенных государством мер. Однако вопрос, связанный с эффективным взаимодействием власти и бизнеса остается актуальным и требует от обеих сторон инициативы и желания эффективно сотрудничать.

Разработанный Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который включает в себя пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». В рамках данных проектов уже рассматривается привлечение бизнеса для их реализации,  а, следовательно, есть поле для будущего развития механизмов и форм взаимодействия власти и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Библиографический список

  1. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — с.118.

Успешные примеры сотрудничества государства и бизнеса

Успешные примеры государственно-частного партнерства были продемонстрированы председателю правительства Свердловской области Анатолию Гредину во время его рабочей поездки в Полевской городской округ 13 июля.

Читайте также:  Наследство по закону: очередность наследования ­ кто вступает в наследство в первую очередь

Центральным событием визита областного премьера стало торжественное открытие детской поликлиники Центральной городской больницы.

В мероприятии приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Уральском Федеральном округе Николай Винниченко, председатель совета директоров «Трубной металлургической компании» Дмитрий Пумпянский.

Здание поликлиники было построено в более пятидесяти лет назад и многие годы находилось в аварийном состоянии.

В 2008 году на объекте были начаты работы по капитальному ремонту, финансирование которых велось за счет средств областного бюджета.

Областные власти выделили порядка 62 миллионов рублей, а пять миллионов рублей в качестве благотворительной помощи предоставила «Трубная металлургическая компания».

На эти средства, помимо самих ремонтных работ, была приобретена мебель для поликлиники и новое современное медицинское оборудование, например: электроэнцефалограф с детским креслом, аппарат УЗИ, кресло для обследования вестибулярного аппарата у детей и подростков. Также в новой реконструированной поликлинике была оборудована манипуляционная для проведения амбулаторных хирургических манипуляций и проведена полная компьютеризация рабочих мест врачей.

—  Благодаря успешному сотрудничеству власти и бизнеса в Полевском появилась современная детская поликлиника, которая оснащена современным оборудованием. Это настоящий подарок для жителей городского округа.

Теперь родители и дети смогут получить квалифицированную консультацию, пройти лечение, профилактическое обследование, — отметил Анатолий Гредин.

— Особенно важно, что в городе и поликлинике появился автоматизированный комплекс диспансерного обследования, который позволит в 10 раз повысить медицинскую эффективность профилактических осмотров школьников и качество контроля здоровья детей и подростков.

На сегодняшний день поликлиника является самым большим детским медицинским учреждением в городском округе, ее мощность составляет 500 посещений в две смены. Уже с завтрашнего дня она сможет оказывать медицинскую помощь всем нуждающимся.

Еще одним примером государственно-частного партнерства является строительство коттеджного поселка «Березовая роща» для работников «Северского трубного завода».

Областное правительство по поручению губернатора Александра Мишарина профинансировало создание инфраструктуры и подключение к коммунальным сетям, а трубники вложили средства непосредственно в строительство. Сейчас здесь завершается возведение первых домов.

Площадь двухэтажных коттеджей составляет более 150 квадратных метров. Николай Винниченко и Анатолий Гредин вручили ключи жильцам поселка, осмотрели построенные здания.

Помогли трубники и в сооружении лыжероллерной трассы, на открытии которой присутствовали высокие гости. Теперь спортсмены-лыжники смогут готовиться не только зимой, но и летом.

Такую же поддержку ждет и один из старейших в области клубов картингистов — местный «Метеор».

Для главы областного кабинета министров руководителем клуба Александром Кашиным была проведена экскурсия по картодрому, где ребята показали свое мастерство в вождении юрких автомобильчиков.

— Трасса является одной из основных баз в Свердловской области для проведения тренировочных заездов спортсменов высокого уровня, привлечения  детей и подростков к занятиям авто- и мотоспортом. Думаю, совместными усилиями в рамках государственно-частного партнерства мы поможем улучшить условия для тренировок и приобрести современную технику, — отметил Анатолий Гредин.   

Следующим пунктом в программе визита председателя областного правительства Анатолия Гредина стало посещение ряда энергетических объектов, в том числе строящейся водогрейной котельной в южной части города Полевской. Ее мощность позволит  отапливать 462 здания, в том числе 163 жилых дома.

Как рассказал директор ООО «Новая энергетика» Евгений Дюльдин,сейчас здесь завершены строительные работы, идет монтаж оборудования и теплотрассы от котельной до существующих сетей теплоснабжения. В тестовом режиме новый энергетический объект начнет работать уже в сентябре текущего года.

Всего на строительство и оборудование котельной и сопутствующих объектов планируется инвестировать 232 миллиона рублей.  

Жительница южного района Валентина Бородина спросила Анатолия Гредина о том, будет ли меняться ситуация в ЖКХ к лучшему.

— Губернатором Александром Мишариным и областным правительством реализуется масштабная программа по модернизации жилищно-коммунального хозяйства нашего региона.

Только в текущем году на Среднем Урале будет построено 107 современных котельных, что позволит нашим жителям экономить при оплате услуг теплоснабжения, — отметил председатель правительства Свердловской области.

— Участие в этой программе Полевского городского округа позволит остановить рост тарифов, повысить качество теплоснабжения для жителей южного района муниципалитета.

Вернуться назад

Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем

Определение 1

Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем – это механизм, призванный обеспечить привлечение наиболее обеспеченного сектора экономики к решению социальных проблем совместно с органами государственного управления за счет стимулирования такого участия со стороны государства.

Развитие общества, его социальное расслоение и иные причины ведут к тому, что количество социальных проблем не только не уменьшается, но и увеличивается.

Государственные ресурсы не позволяют в полной мере решить все существующие проблемы, тем более что для большинства стран характерно уменьшение вмешательства государства в экономику, сокращение государственного сектора в экономике, как следствие, уменьшение доходов и влияния государства в этой сфере.

При этом, следует отметить, что государство никогда не допускает полного устранения от регулирования экономических процессов.

Замечание 1

Государство стремится к формированию социальной ответственности бизнеса, под которой понимают систему партнерства государства и бизнеса в решении социальных проблем.

Сущность взаимодействия государства и бизнеса при решении социальных проблем

Привлечение бизнеса к решению социальных проблем реализуется через следующие формы:

  • во-первых, осуществление инвестиций и бизнес-проектов, направленных на охрану здоровья, здорового образа жизни, безопасность труда, развитие персонала;
  • во-вторых, обеспечение участие бизнеса в осуществлении природоохранной деятельности, ресурсосбережении;
  • в-третьих, привлечение бизнеса к поддержке и развитию местного сообщества;
  • в-четвертых, развитие социальной инфраструктуры за счет частных средств.

Зачастую участие бизнеса в решении социальных проблем может носить косвенный характер, обусловленный необходимостью развития той или иной сферы, до которой государство еще не добралось.

В качестве примера в этом смысле можно рассмотреть строительный бизнес. Для осуществления строительства иногда требуется постройка дорог, ввод дополнительных энергоподстанций, создание инфраструктурных объектов, способных привлечь граждан к приобретению жилья на той или иной территории.

По окончании строительства все указанные объекты продолжают работать на благо общества: дороги и подстанции, как правило, переходят в собственность муниципального образования, которое уже не тратит средства на их создание, а только поддерживает их в рабочем состоянии, инфраструктурные объекты решают проблему удовлетворения тех или иных социальных потребностей населения.

Также государство активно привлекает бизнес-структуры к совместному участию в тех или иных социальных проектах.

Это направление взаимодействия государства и бизнеса в решении социальных проблем признано более взаимовыгодным, чем благотворительная деятельность.

Участие бизнеса в различных мероприятиях обеспечивает рост узнаваемости предприятий и их продукции среди населения, формирование имиджа социально-ответственных субъектов рынка, лояльность государства к конкретным представителям бизнес-структур.

Социальная ответственность бизнеса выступает феноменом, вступающих в противоречие с основной целью осуществления бизнеса – получение максимальной прибыли экономическими субъектами.

Задача государства и бизнеса, взаимодействующих в процессе решения социальных проблем, состоит в нахождении определенного баланса между экономическими интересами бизнес-структур и социальными интересами общества.

На сегодняшний день бизнес не может полностью устраниться от социальных проблем, поскольку это будет крайне негативно восприниматься обществом, а значит и влиять на востребованность бизнес-структур на рынке.

Участие бизнеса в решении социальных проблем требует интеграции социальных инициатив в бизнес-стратегию развития. Только это обеспечивает полноценность социальной ответственности бизнес-структур.

На государство в этом случае возлагается регулирующая и координирующая роль, позволяющая определить стратегические ориентиры социально-экономического развития общества, обеспечить создание базовых условий для осуществления бизнеса и роста эффективности экономики, разработать и внедрить проекты национального масштаба и государственной важности. Государство должно выступать локомотивом инвестиционной деятельности. Она должно обеспечивать максимальные вложения в экономику за счет формирования инфраструктурных объектов, создания предприятий, найма персонала, увеличивая тем самым объем потребления, который выступает стимулом развития бизнеса.

Также на государство возлагается роль гаранта инвестиций, государственное участие в которых должно являться примером безопасности вложений в развитие российской экономики. Государство должно предлагать меры для развития инвестиционной привлекательности бизнеса, который, в свою очередь, может позволить себе направить часть своих средств на финансирование решения социальных задач государства.

Модели взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере

Бизнес и государство в социальной сфере могут взаимодействовать в рамках нескольких моделей, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, «принуждение и подавление», которые подразумевают оказание административного воздействия на бизнес-структуры для обеспечения их вклада в различные социальные проекты и программы;
  • во-вторых, «патронаж», который предусматривает компенсацию затрат бизнес-структур на участие в социальных проектах и программах посредством предоставления им возможности доступа к ресурсам, находящимся в собственности государства;
  • в-третьих, невмешательство государства, которое предусматривает отсутствие активной государственной политики в сфере социального участия бизнеса;
  • в-четвертых, партнерство, которое предусматривает достижение компромисса между государственной властью и бизнес-структурами. В основе такой модели находится принцип «выгодно каждому – выгодно всем».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *