Виды государственной службы

Государственная служба

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

Государственная служба РФ делится на следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба;
  • федеральная государственная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Схематично это выглядит следующим образом.

Виды государственной службы

 Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

  • Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [1].
  • В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [2].
  • В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
  • Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ [3].

К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба.

Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства [4].

Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина [5].

Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

  1. Особняком стоит федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [6].
  2. Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.
  3. Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.
  4. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [7].

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета [8] .

Причем нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Виды государственной службы

При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования.

Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г.

не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, — это государственной гражданской службы.

Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества.

 При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия. 

Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды: 

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов. 

При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной.

Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов.

Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.

Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники. 

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы. 

Понятие федеральной государственной службы

В статье 4 указанного закона установлено, что федеральная государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации. 

В соответствии со ст. 5 ФЗ федеральная государственная служба подразделяется на: 

  • федеральную государственную гражданскую службу – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ, направленная на обеспечение исполнения полномочий государственных органов субъекта РФ полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности субъекта Российской Федерации.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

  • Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 
  • Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 
Читайте также:  Аренда загородного дома: подводные камни, особенности оформления договора найма жилья

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст.

6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы.

Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Виды государственной службы

Классификация государственной службы по ее видам, в принципе, должна определить критерии специфического правового регулирования, систематизации правовых требований к отдельным ее проявлениям.

Однако, если исходить из принципа единства государственной службы в едином государстве, то такая классификация может превратиться просто в перечисление различных полномочий государственных служащих в зависимости от специализации государственных органов при реализации через их деятельность все тех же государственных полномочий.

Закон № 58-ФЗ вводит деление государственной службы на виды. Однако такое деление скорее ставит новые вопросы, чем решает старые. Е. Г.

Бабелюк не без основания ставит под сомнение выделение даже наиболее универсального вида государственной службы, урегулированного в настоящее время российским законодательством, — государственной гражданской службы.

Она пишет: «Сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, как представляется, не отвечает современным потребностям общества.

Поскольку с наделением федеральных агентств, как самостоятельных видов федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями (например, участвующими в осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора), иными государственными организациями (Центральным банком России, государственными внебюджетными фондами и др.), наделенными государственно-властными полномочиями».

В ст. 2 указанного Закона устанавливается, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.

Вряд ли при таком критерии разграничения государственной службы данное понимание системы долго сохранится неизменным. Вполне возможно отнести к государственной службе, например, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать военной или правоохранительной службой. Федеральным законом от 5 декабря 2005 г.

№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» данный вид деятельности также отнесен к государственной службе. Возможно, нет необходимости столь явно делить единую государственную службу на указанные виды.

Это не делает намного удобнее организацию деятельности таких органов, а лишь подрывает главное в правовой характеристике государственной службы: ее единство вне зависимости от видов.

Различное правовое регулирование органов, осуществляющих государственную власть, установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к различиям в их статусе, сложностям в функционировании государственного аппарата, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения как юридической техники, так и существа государственной службы.

Закон № 58-ФЗ дает определение каждому виду государственной службы.

Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ (ст. 4 Закона). Она подразделяется:

  • — на федеральную государственную гражданскую службу — профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (п. 2 ст. 5) и
  • государственную гражданскую службу субъекта РФ — профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ (п. 3 ст. 5).

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Сложность классификации государственной службы по ее видам дополняется нечеткими представлениями законодателя о понятиях и военной службы (в связи с альтернативной военной службой), и службы в правоохранительных органах.

Несмотря на наличие законодательного предписания о выделении правоохранительной службы в самостоятельный вид государственной службы, четкое определение границ правоохранительной деятельности затруднительно в связи с многоаспектностью деятельности соответствующих государственных органов и противоречивостью законодательства.

Ввиду отсутствия единообразного подхода к содержанию данного термина С. В. Болотин и Н. В. Сидорова предлагают включать в число правоохранительных органов только те государственные органы, по поводу которых не возникает возражений ни со стороны нормотворческих органов, ни со стороны представителей науки, а именно:

  • 1) прокуратуру;
  • 2) органы внутренних дел;
  • 3) органы федеральной службы безопасности;
  • 4) федеральные органы налоговой полиции (до их окончательного упразднения) (в настоящее время упразднены. —А. Д.);
  • 5) таможенные органы'.

При определении понятия «правоохранительные органы», возможно, речь идет просто об органах, применяющих государственное принуждение. Однако соблюдение правовых норм и даже принуждение к их соблюдению не является охраной права.

Соблюдение правовых норм — обязанность всех и каждого, и отдельного гражданина, и органа.

Следовательно, выделение правоохранительной службы в особый вид государственной службы основано на неправильной трактовке природы их особенностей.

Вероятно, разумно было бы выделить и дипломатическую службу, как обладающую собственной правовой спецификой.

А. А. Гришковец особым видом государственной службы называет службу в организациях Центрального банка РФ.

Читайте также:  В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад: советы

Видом государственной службы, очевидно, можно назвать деятельность некоторых лиц в парламенте.

Закон № 79-ФЗ в ст.

3, 6 и 7 фактически уравнял все виды проявления государственной власти по отношению к населению, несмотря на то, что продолжает делить единую государственную службу на федеральную, государственную, гражданскую, муниципальную, и даже в некоторых случаях предписывает гражданам исполнять иные указания, исходящие от некоторых общественных объединений, международных организаций и т.д.

Поскольку система является совокупностью элементов, находящихся в связях, приводящих их к новому качеству, то положительным моментом является фиксация в ст.

6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи гражданской службы и государственной службы РФ иных видов, сравнимость и специфика видов государственной службы.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

  • 1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
  • 2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов;
  • 3) учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • 4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ.

Строго говоря, вышеперечисленные нормы — это и есть принципы государственной службы. Такими же принципами являются и нормы ст. 7 указанного Закона, которая гласит: взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

  • 1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • 2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • 3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • 5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • 6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Из текста данной статьи можно сделан вывод, что муниципальная служба, по мысли законодателя, является одним из видов государственной службы. Принципы такого единства налицо.

Проведенный анализ показывает, что государственный аппарат все еще нуждается в научных предложениях о системе и самом делении государственной службы РФ на виды.

Система и виды государственной службы

Никитина, О. В. Система и виды государственной службы / О. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74739/ (дата обращения: 24.05.2021).



Встатье проведен анализ существующей системы государственной службы. Рассмотрены ее виды и их функциональные особенности. Представлены направления подготовки кадров государственных служащих в современной Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, институт, система государственной службы, виды государственной службы

В современной России существует президентская программа подготовки кадров в сфере управления, по которой дается поручение по организации стажировки преподавателей в крупнейших вузах России и за рубежом, что также подтверждает огромную значимость для государства управленческой функции.

На сегодняшний день существуют различные классификации правовых ограничений, которые устанавливаются для государственных гражданских служащих. Так, такой автор, как В. А. Козбаненко выделяет общие специальные ограничения.

«Общие являются неизменным элементом в своем нормативном содержании для всех гражданских служащих.

Специальные связаны с особенностями их профессиональной деятельности и могут вводиться только на основании федерального закона или устанавливаться подзаконными актами в зависимости от того, на какую сферу отношений они направлены» [2, c. 5].

Е. В.

Охотский рассматривает разделение ограничений, учитывая цели их установления на: «ограничения, касающиеся политической сферы; ограничения направленные на недопущения использования служебных полномочий; ограничения направленные на недопущения получения неимущественных выгод; запреты на использование неслужебных целях средств материально- технического и информационного обеспечения, другого государственного имущества» [3, c.23].

Государственная гражданская служба делится на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Важная роль в системе государственной службы Российской Федерации отводится военной службе.

«Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, представляющий профессиональную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства».

Военная служба характеризуется рядом признаков, а именно:

  1. Обеспечение безопасности граждан, государства и общества, а также защита их основных прав, публичных интересов, ценностей, охрана общественного порядка;
  2. Наличие специальных званий и атрибутики;
  3. Выполнение профессионального долга даже при условиях повышенного риска для жизни и здоровья;
  4. Проведение обязательных специальных занятий в служебное время (различные подготовки, соревнования, учения);
  5. Более строгая дисциплина. Главной целью военной службы является «защита страны от посягательства других государств на территориальную целостность, суверенитет, конституционный строй, а также военный и экономический потенциал страны».

Так, службу можно поделить на такую, как по призыву и по контракту. Кроме того, военная служба от любой деятельности в гражданской сфере отличается различными методами, возможностями, приложением сил, требованиями к лицу, а также условиями достижения цели.

В условиях существования реальных угроз как внутренних, так и внешних для страны, а также факторов, которые способствуют изменению этой опасности в сторону появления военной угрозы Российской Федерации, военная служба будет самой необходимой деятельностью в Вооруженных Силах.

Таким образом, можно сказать, что прохождение военной службы — это регулируемый федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процесс изменения правового положения граждан в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении особого вида федеральной государственной службы с момента поступления их на военную службу и до ее окончания. К военнослужащим, которые проходят службу по контракту, можно отнести офицеров, мичманов и прапорщиков, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, сержантов, старшин, солдат, матросов, которые зачислены на данную службу.

Таким образом, особенности военной службы и ее прохождения определяется федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативно-правовыми актами. Военная служба подразделяется на службу по призыву и контракту.

По призыву лица проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии России, пограничных войсках (ФСБ), Железнодорожных войсках Российской Федерации.

В другие войска и формирования граждане направляются согласно указу Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, которые замещаются военнослужащими, проходящими службу по призыву.

Служба по контракту проходят в течение установленного срока, учитывая добросовестное исполнение должностных и специальных обязанностей, установленных нормативными правовыми актами.

Кроме того, отдельные аспекты прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Иные виды государственной службы Конституционное и муниципальное право. Конституционный судебный процесс.

Перечень государственных органов, в которых предусмотрен данный вид службы, устанавливается Президентом Российской Федерации. На сегодняшний день законодатель не принял никакого самостоятельного закона по данной службе. Деятельность государственных служащих в данной сфере общественных отношений регулируется законами о конкретных правоохранительных органах. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет определенные функции по реализации и выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции. В МВД Российской Федерации, как в Следственном Комитете России и МЧС, предусмотрена военная, федеральная гражданская государственная служба, и иные виды государственной службы.
  2. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст Российской Федерации) — это федеральное министерство, которое проводит определенную государственную политику и осуществляет управление в сфере юстиции, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
  3. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — это федеральное министерство, одно из аварийно-спасательных служб Российской Федерации.
  4. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) — федеральная служба в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, и входит в систему федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
  5. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — «федеральный орган исполнительной власти, который подведомствен Минюсту Российской Федерации, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, которые подозреваются либо обвиняются в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
  6. Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
  7. Следственный комитет Российской Конституционное и муниципальное право. Конституционный судебный процесс. Административное право и административная деятельность 89 Федерации (СК РФ) — это федеральный государственный орган, который осуществляет полномочия, касающиеся сфер уголовного судопроизводства, а также другие полномочия в соответствии с законодательством.
  8. Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
Читайте также:  Можно ли вернуть умные часы в магазин или обменять на другую модель

Таким образом, с недавнего времени система государственной правоохранительной службы претерпела некоторые изменения. Само понятие исключили из перечня, тем самым, понятие «правоохранительная служба» заменилось на иные виды госслужбы.

Так, правоохранительная служба прослеживается во многих государственных органах (Прокуратура Российской Федерации, ФСИН, МВД и другие).

Кроме того, условия прохождения правоохранительной службы регулируется Федеральными законами, действующими в отношении только указанных органов (Федеральные законы: «О полиции», «О прокуратуре» и другие). Единого Закона о иных видах государственной службы не существует.

Кроме того, стоит учесть, что не так давно в Российской Федерации создана совершенно новая служба на базе внутренних войск МВД Российской Федерации — Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Новая структура занимается борьбой с терроризмом, организованной преступностью, в тесном контакте с МВД Российской Федерации продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа (отряды по охране массовых мероприятий и борьбе с беспорядками), СОБРа (отряды по захвату вооруженных и опасных преступников, и так далее.

Кроме того, Национальной гвардии доверена реализация других государственных функций, связанных с частной охранной деятельностью, вневедомственной охраной, контролем за оборотом гражданского оружия и т. д. Войска национальной гвардии, вероятнее всего, будут участвовать и в пресечении несанкционированных массовых акций.

Таким образом, данные изменения, произошедшие не столь давно, в отношении правоохранительной службы окажут весомое влияние на дальнейшую работу государственной службы в целом. Так как это будет способствовать ее наиболее эффективной работе, в связи с тем, что такой подход позволит «охватить» службу во всех госорганах и придаст системе завершенный определенный вид.

На основании выше изложенного следует сделать вывод о том, что стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы.

Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и другие) и потому является объектом изучения многих отраслей науки.

Исключение из перечня видов государственной службы правоохранительной службы позволит, в достаточной мере «охватить» службу во всех госорганах, которая с учетом специфики не может рассматриваться как государственная гражданская служба или военная служба, и, в итоге, придать системе госслужбы завершенный вид.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы.

Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и другие) и потому является объектом изучения многих отраслей науки.

Исключение из перечня видов государственной службы правоохранительной службы позволит, в достаточной мере «охватить» службу во всех госорганах, которая с учетом специфики не может рассматриваться как государственная гражданская служба или военная служба, и, в итоге, придать системе госслужбы завершенный вид.

Литература:

  1. Ковалева И. В. Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 5. — С. 103.
  2. Козбаненко А. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты): Дис…. докт. юрид. наук. — М., 2014.
  3. Охотский Е. В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. — 2013. — № 9. — С. 23.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, военная служба, исполнительная власть, правоохранительная служба, Россия, служба, федеральный орган, функция, государственная гражданская служба.

Новости

27 Апрель 2017 года

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта РФ;
  • — военная служба;- правоохранительная служба.
  • Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
  • Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
  • Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон».
  • «Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
  • Кроме того, ст. 4 Закона дает общее определение федеральной государственной службы:
  • «Федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации».

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *