На защите Ваших интересов!

Полномочия учредителя учреждения дошкольного образования и руководителя

Журнал Руководитель учреждения дошкольного образования (апрель 2013)

Какие вопросы учредитель учреждения дошкольного образования уполномочен решать в соответствии со своей компетенцией? Что входит в компетенцию учредителя при создании, реорганизации, ликвидации учреждения дошкольного образования? Кто может учреждать учреждения дошкольного образования в Республике Беларусь? Каким образом учредитель участвует в финансировании и создании материально-технической базы учреждения дошкольного образования? Какими полномочиями обладает учредитель при распоряжении имуществом учреждения дошкольного образования? Каким образом учредитель принимает участие в процессе осуществления деятельности учреждения дошкольного образования? Какими полномочиями обладает учредитель в отношении руководителя учреждения дошкольного образования? Какими обязанностями наделен учредитель по отношению к руководителю учреждения дошкольного образования?

Какие вопросы учредитель учреждения дошкольного образования уполномочен решать в соответствии со своей компетенцией?

Поскольку именно от учредителя зависит сам факт существования учреждения дошкольного образования, учредитель наряду с руководителем играет важную роль в его управлении.


Толковый словарь

Учредитель учреждения дошкольного образования — это лицо, которое в установленном законодательством порядке создает учреждение дошкольного образования.


В соответствии с законодательством учредитель учреждения дошкольного образования наделен широким кругом полномочий.

Так, в компетенцию учредителя входит решение вопросов, касающихся создания, реорганизации и ликвидации учреждения дошкольного образования, изменения его вида, утверждения устава, материального и финансового обеспечения, модернизации и развития, определение объема финансирования учреждения дошкольного образования и осуществление других полномочий, предусмотренных законодательством.

Кроме того в соответствии с трудовым законодательством учредитель выполняет функции нанимателя в отношении руководителя учреждения дошкольного образования.

Что входит в компетенцию учредителя при создании, реорганизации, ликвидации учреждения дошкольного образования?

Учредитель имеет право принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждения образования.

Создаваемое учреждение должно быть зарегистрировано в установленном законодательством порядке. Обязанность произвести такую регистрацию лежит на учредителе. Поэтому учредитель до подачи в регистрирующий орган документов для государственной регистрации учреждения должен:

  • согласовать с регистрирующим органом наименование создаваемого учреждения;
  • определить предполагаемое местонахождение учреждения дошкольного образования с учетом требований законодательства;
  • принять решение о создании учреждения и подготовить устав, который должен содержать сведения об учредителе и его компетенции.


Обратите внимание

Устав учреждения дошкольного образования утверждается учредителем. Учредитель вправе предусмотреть в уставе любые ограничения, не противоречащие законодательству.



В принятии решений по вопросам реорганизации и ликвидации учреждения дошкольного образования учредитель должен также руководствоваться требованиями действующего законодательства.

В случае прекращения деятельности учреждения дошкольного образования его учредитель принимает меры по обеспечению перевода воспитанников в другое учреждение дошкольного образования.

Кто может учреждать учреждения дошкольного образования в Республике Беларусь?

Учредителями учреждений образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут являться:

  • Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь;
  • государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • юридические лица и граждане Республики Беларусь;
  • иностранные государства, организации иностранных государств, международные организации, межгосударственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, если иное не установлено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.

Как правило, учредителями государственных учреждений дошкольного образования являются местные исполнительные органы — городские (районные) исполнительные комитеты в лице управлений (отделов) образования городских (районных) администраций. Учредителями же частных учреждений дошкольного образования чаще всего выступают юридические лица или граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и международные организации.

Каким образом учредитель участвует в финансировании и создании материально-технической базы учреждения дошкольного образования?

Финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, программы развития системы образования, программ дошкольного образования в Республике Беларусь осуществляется за счет:

  • средств республиканского и (или) местных бюджетов;
  • средств учредителей;
  • средств, полученных от приносящей доходы деятельности;
  • безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • иных источников, не запрещенных законодательством.

Финансирование частных учреждений дошкольного образования, в свою очередь, осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

Материально-техническая база учреждений образования формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством. При этом учредителю необходимо учитывать, что учреждение образования должно располагать в том числе:

  • помещениями, кабинетами, площадками, снабженными мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;
  • помещениями для занятий физической культурой и спортом;
  • иным имуществом в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

Учредители учреждений дошкольного образования также обеспечивают обновление и развитие материально-технической базы этих учреждений образования.

Какими полномочиями обладает учредитель при распоряжении имуществом учреждения дошкольного образования?

Имущество учреждения дошкольного образования находится в собственности учредителя и принадлежит учреждению образования на праве оперативного управления.

Учредителю как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.


Это важно!

Учреждение дошкольного образования не вправе без согласия учредителя (собственника) отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему, если иное не установлено законодательными актами.


Если в соответствии с учредительными документами учреждению образования предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения дошкольного образования и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством . При этом учреждение дошкольного образования имеет право распоряжаться только данными доходами и имуществом, приобретенным за их счет.

В случае смены собственника имущества (учредителя) учреждения дошкольного образования, за учреждением сохраняется право оперативного управления.

Пример

В суд обратился учредитель учреждения дошкольного образования с иском о признании недействительными договора купли-продажи транспортного средства, а также сделки по передаче указанного транспортного средства в аренду, заключенными между учреждением дошкольного образования и третьим лицом. Учредитель основывал свои требования на том, что данное транспортное средство было приобретено учреждением дошкольного образования за счет средств, выделенных учредителем, но без его согласия. А следовательно, учреждение образования в силу законодательства не имело права приобретать данное транспортное средство и в дальнейшем распоряжаться им.

Позиция руководителя учреждения дошкольного образования основывалась на том, что учредителем действительно были выделены денежные средства для улучшения материально-технической базы учреждения дошкольного образования. За счет этих денежных средств был приобретен необходимый инвентарь, а также произведен косметический ремонт учреждения образования. Оставшиеся денежные средства в совокупности с денежными средствами, полученными от деятельности, приносящей доход, право на осуществление которой предоставлено учреждению образования уставом, были потрачены на приобретение служебного автомобиля. Поскольку сумма денежных средств, оставшихся после улучшения материально-технической базы учреждения, являлась незначительной, автомобиль был приобретен в большей степени за средства от деятельности учреждения образования, приносящей доход, ввиду чего руководитель учреждения дошкольного образования имел право приобретать имущество и распоряжаться приобретенным имуществом, т.е. купить и передать автомобиль в аренду другому лицу.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что учредителем учреждению дошкольного образования действительно были выделены денежные средства для улучшения материально-технической базы (проведения ремонта и приобретения инвентаря). Часть из данных денежных средств учреждением образования была потрачена для приобретения служебного автомобиля. При этом согласие учредителя на приобретение автомобиля руководителем учреждения дошкольного образования не испрашивалось, как не испрашивалось и согласие учредителя на передачу автомобиля в аренду.

В силу указанных обстоятельств, суд пришел к выводу, что руководитель учреждения дошкольного образования не имел права без согласия учредителя распоряжаться выделенными денежными средствами, а именно приобретать автомобиль, и соответственно, не имел права распоряжаться приобретенным имуществом, т.е. передавать автомобиль в аренду. Ввиду этого сделки купли-продажи транспортного средства и аренды транспортного средства были признаны судом недействительными.


Цена вопроса

Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.


Каким образом учредитель принимает участие в процессе осуществления деятельности учреждения дошкольного образования?

Учредитель учреждения дошкольного образования в ходе осуществления деятельности учреждения законодательно уполномочен:

  • определять предмет, цели и задачи деятельности учреждения образования;
  • осуществлять контроль за деятельностью учреждения образования;
  • организовывать повышение квалификации и переподготовки руководителя и специалистов учреждения дошкольного образования;
  • согласовывать внесение изменений и дополнений в штатное расписание учреждения дошкольного образования;
  • осуществлять функции контроля за использованием и сохранностью имущества;
  • осуществлять иные полномочий в сфере образования.

Кроме перечисленных полномочий учредителя учреждения дошкольного образования в его компетенцию также входит:

  • по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования принимать решение об изменении вида учреждения образования при соблюдении условий, предусмотренных законодательством;
  • определять время пребывания воспитанников в учреждении образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа;
  • принимать решение в соответствии с запросами законных представителей воспитанников о формировании групп и определять режим их работы с 1 сентября;
  • при необходимости принимать решение о снижении наполняемости групп в учреждениях дошкольного образования республиканской формы собственности по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь, в учреждениях дошкольного образования коммунальной формы собственности — с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом;
  • с учетом пожеланий законных представителей воспитанников определять основной язык обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования (белорусский или русский).

Решение об изменении вида учреждения дошкольного образования республиканской формы собственности учредитель принимает по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь, учреждения дошкольного образования коммунальной формы собственности — с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, учреждения дошкольного образования, не подчиненного Министерству образования Республики Беларусь, — с Министерством образования Республики Беларусь.

Какими полномочиями обладает учредитель в отношении руководителя учреждения дошкольного образования?

Непосредственное руководство учреждением дошкольного образования осуществляет его руководитель (заведующий), который назначается на должность и освобождается от должности учредителем.


Обратите внимание

Назначение на должность и освобождение от должности руководителя учреждения дошкольного образования, заключение, изменение, прекращение трудового договора (контракта) с ним относится к исключительной компетенции учредителя.


Кроме того в отношении руководителя учреждения дошкольного образования учредитель выполняет иные функции, предусмотренные трудовым законодательством: устанавливает размер заработной платы руководителю, назначает ему премии, предоставляет отпуска, увольняет и т.д.

Также учредитель имеет право поощрять руководителя учреждения дошкольного образования, требовать от него выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка, привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности .

В компетенцию учредителя входят вопросы относительно перевода и перемещения руководителя учреждения дошкольного образования, изменения существенных условий труда.

Существенными условиями труда признаются системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые законодательством.

К существенным условиям труда могут быть отнесены также условия, которые установлены как локальными нормативными правовыми актами, действующими у нанимателя, так и трудовым договором (контрактом), заключенным с работником.


Обратите внимание!

Если учредитель учреждения дошкольного образования решает внести изменения в существенные условия труда руководителя учреждения дошкольного образования, учредитель обязан предупредить руководителя об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц.


При отказе руководителя учреждения образования от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по причине отказа руководителя от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Какими обязанностями наделен учредитель по отношению к руководителю учреждения дошкольного образования?

Законодательством учредителю не только предоставлен широкий круг прав, но и возложены определенные обязанности по отношению к руководителю учреждения дошкольного образования, который является его работником. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей наниматель (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несет ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Обязанности учредителя по отношению к руководителю учреждения дошкольного образования можно выделить следующие:

  • ведение учета фактически отработанного работником времени;
  • обеспечение трудовой и производственной дисциплины;
  • обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте, соблюдение установленных нормативными правовыми актами требований по охране труда;
  • выдача заработной платы в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;
  • своевременное оформление изменения в трудовых обязанностях работника и ознакомление его с ними;
  • обеспечение повышения квалификации или переподготовки работников в порядке и на условиях, определяемых законодательством;
  • отстранение работника от работы в случаях, предусмотренных законодательством;
  • рациональное использование труда работника;
  • исполнение других обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудовых договоров.

Законодательная база

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании
  • Трудовой кодекс Республики Беларусь
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации, ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» с последующими изменениями и дополнениями
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».

Т.И. Цыпурко, юрист