На защите Ваших интересов!

Как правильно отвечать на обращения граждан и юридических лиц, запросы государственных органов, адвокатов, судов

Просмотров: 3819

Каков порядок рассмотрения учреждением дошкольного образования обращений и запросов? Какую информацию учреждение дошкольного образования не может предоставлять в ответ на поступившее обращение, запрос? В какой срок учреждение дошкольного образования должно подготовить ответ или предоставить информацию на обращение, запрос? Какую ответственность несет руководитель учреждения дошкольного образования в случае нарушения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений, запросов?

Каков порядок рассмотрения учреждением дошкольного образования обращений и запросов?

Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц

Обращения могут подаваться гражданами и юридическими лицами в письменной форме (нарочным (курьером), по почте, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений), или электронной форме, а также излагаться в устной форме в ходе личного приема.

Обращения, поданные в порядке, установленном законодательством, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.

При поступлении обращения учреждение дошкольного образования:

  • рассматривает обращение по существу;
  • направляет обращение для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, в случае поступления письменного обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к компетенции учреждения дошкольного образования;
  • оставляет обращение без рассмотрения по существу (случаи оставления обращений без рассмотрения по существу изложены в ст. 15 Закона об обращениях граждан);
  • прекращает рассмотрение этого обращения по существу и возвращает заявителю оригиналы документов, приложенных к обращению, в случае отзыва заявителем своего обращения.

Письменные обращения

Письменные обращения граждан и юридических лиц, за исключением подаваемых путем замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений, должны содержать ряд обязательной информации (см. таблицу 1).

Таблица 1

Информация, которую должны содержать письменные обращения граждан и юридических лиц

Обращения гражданОбращения юридических лиц
Наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращениеНаименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы)Полное наименование юридического лица и его место нахождения
Изложение сути обращенияИзложение сути обращения
Личная подпись гражданина (граждан)Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения
Личная подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица

Обращения излагаются на белорусском или русском языке, текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. К письменным обращениям, подаваемым представителями заявителей, прилагаются документы, подтверждающие их полномочия.


РУКОВОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ.

В случае несоответствия поступившего обращения вышеизложенным требованиям, руководитель учреждения дошкольного образования, или иное лицо, уполномоченное рассматривать обращения граждан и юридических лиц, может оставить заявление без рассмотрения по существу.



Электронные обращения

Электронные обращения подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом некоторых особенностей. Электронные обращения направляются в учреждение образования посредством глобальной компьютерной сети Интернет на адрес электронной почты, либо размещаются в специальной рубрике на официальном сайте учреждения дошкольного образования в глобальной компьютерной сети Интернет и должны соответствовать требованиям, установленным для письменных обращений (за исключением личной подписи гражданина, руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, печати юридического лица), а также содержать адрес электронной почты заявителя.

Ответы на электронные обращения, а также уведомления заявителей об оставлении их электронных обращений без рассмотрения по существу, о направлении электронных обращений для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, прекращении переписки, продлении срока рассмотрения обращений направляются учреждением дошкольного образования на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях. Если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление), либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, то в таких случаях на электронные обращения даются письменные ответы (письменные уведомления). Письменные ответы даются также в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято директором школы (гимназии, лицея), рассматривающего электронные обращения, или уполномоченным им лицом.

Ответы на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, а также содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы директора школы (гимназии, лицея), или лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.

Устные обращения

Устным является обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема граждан, их представителей, представителей юридических лиц, осуществляемом руководителем учреждения дошкольного образования.

При устном обращении указанные лица должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Представители заявителей должны предъявить также документы, подтверждающие их полномочия.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ.

Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции учреждения дошкольного образования, то обращение не рассматривается по существу. Вместо этого заявителю разъясняется, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.



Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции учреждения дошкольного образования, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном для письменных обращений . Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения.

Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции учреждения дошкольного образования;
  • заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
  • заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема, с указанием причин принятия такого решения.

Рассмотрение запросов государственных органов, адвокатов, судов

В рамках своей компетенции различные государственные органы и организации Республики Беларусь, судебные учреждения и адвокаты в процессе осуществления своей деятельности наделены правом посредством направления запросов истребовать необходимую информацию у иных компетентных органов, граждан и юридических лиц.

Порядок рассмотрения запросов государственных органов и организаций Республики Беларусь, судов и адвокатов также регулируется Законом об обращениях граждан, однако есть исключения.

Так, в частности, действие Закона об обращениях граждан не распространяется:

  • на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами, и учреждением дошкольного образования;
  • на обращения государственных органов и организаций Республики Беларусь, судебных учреждений, адвокатов подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах.

Какую информацию учреждение дошкольного образования не может предоставлять в ответ на поступившее обращение, запрос?

Конституцией Республики Беларусь гарантировано, что каждый гражданин имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

В связи с этим должностные лица и иные работники учреждения образования не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений.

К данным о личной жизни относятся сведения о семейных, бытовых, личных, интимных отношениях, не подлежащих контролю со стороны государства и являющихся исключительно личным делом человека. Эта информация может выдаваться и использоваться только в целях борьбы с преступностью, защиты здоровья граждан и др. В частности, к тайне личной жизни граждан могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан, в их числе:

  • о здоровье, семейных и интимных отношениях;
  • о личных привычках и наклонностях;
  • личная переписка и корреспонденция, дневниковые, телефонные, телеграфные, видео, аудио и другие виды сохранения информации;
  • об имущественном положении;
  • сведения, разглашение которых создает угрозу личной безопасности граждан, безопасности членов его семьи и имущества;
  • об участии граждан в действиях судебно-следственных органов в качестве обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.п.

Такие сведения по общему правилу должны представляться третьим лицам лишь с согласия граждан.

Также к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится:

  • информация о частной жизни физического лица и персональные данные;
  • служебная информация ограниченного распространения;
  • информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
  • иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Вместе с тем не всегда разглашение сведений о личной жизни граждан без их согласия, будет нарушением. Закон устанавливает, что не являются нарушением разглашение таких сведений как:

  • направление обращений в организации для рассмотрения в соответствии с их компетенцией;
  • запрос и представление документов и (или) сведений, необходимых для решения вопросов, изложенных в обращениях.
  • представление документов и (или) сведений по требованиям органов дознания, предварительного следствия, судов;
  • запрос и представление документов и (или) сведений в иных случаях, определенных законодательными актами.

В какой срок учреждение дошкольного образования должно подготовить ответ или предоставить информацию на обращение, запрос?

Рассмотрение обращений в рамках Закона об обращениях граждан осуществляется в следующие сроки:

  • принятие решения о направлении обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией, в случае поступления письменного обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к компетенции учреждения дошкольного образования — 5 дней;
  • принятие решения об оставлении обращения без рассмотрения — 5 дней;
  • принятие решения о прекращении рассмотрения обращения по существу, возврат заявителю оригиналов документов, приложенных к обращению, в случае отзыва заявителем своего обращения — сроком не ограничено;
  • рассмотрение обращения по существу, не требующее дополнительного изучения и проверки — 15 дней;
  • рассмотрение обращения по существу, требующее дополнительного изучения и проверки — 1 месяц.

Сроки для рассмотрения иных обращений представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сроки для рассмотрения иных обращений, запросов

Характеристика обращения Срок для рассмотрения обращения
Запрос суда на представление документов, письменных доказательствСрок устанавливается судом
Запрос правоохранительных органов на представление предметов и документов, имеющих значение для уголовного делаСрок устанавливается правоохранительными органами
Обращения граждан по поводу осуществления административной процедурыВ установленный законом срок в зависимости от вида административной процедуры
Иные обращения по поводу осуществления административных процедурСрок определяется исходя из времени, требуемого для получения и обработки всех документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, но не может превышать пятнадцати дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации — одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь

Какую ответственность несет руководитель учреждения дошкольного образования в случае нарушения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений, запросов?

Отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права, свободы и законные интересы, либо предоставление ему неполной или умышленно искаженной информации, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Законодательная база

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
  • Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г «Об информации, информатизации и защите информации» с последующими изменениями и дополнениями;
  • Постатейный комментарий к Закону Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц»;

Т.И. Цыпурко, юрист